The Art Newspaper Russia
Поиск

В Русском музее открылась выставка к 60-летию Тимура Новикова

В Мраморном дворце показаны лишь семь работ художника, центрального персонажа авангардного искусства Петербурга. Они представляют все этапы его творчества и жизни

«Тимур Новиков был важным двигателем петербургской, ленинградской художественной жизни, — сказал на открытии выставки «Тимур Петрович Новиков (1958–2002). К 60-летию со дня рождения художника» Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. — Его нет — но Тимур живет: его работы участвуют в выставках, о нем пишут, он по-прежнему действующий персонаж петербургской художественной жизни».

Именно с Русским музеем Тимура Новикова связывала дружба. Впервые его произведения были показаны в Корпусе Бенуа еще в конце 1980-х. В 1990 году с проектом «Три обеда» он принял участие в выставке «Территория искусства», подготовленной ГРМ совместно с парижским Институтом высших исследований пластических искусств. На ней впервые в СССР представили целый спектр классики модернизма ХХ века и работы современных советских и западных художников, в том числе Джексона Поллока, Роберта Раушенберга и Энди Уорхола.

По мнению искусствоведа и куратора Олеси Туркиной, Тимур Новиков за свою короткую жизнь совершил две революции в искусстве: в начале 1980-х годов организовал движение «Новые художники», а позже, в 1990-е годы, создал направление «новый академизм», на практике применив принцип экономии Казимира Малевича и придумав свою теорию перекомпозиции.

В 1980 году Тимур Новиков вместе с художником Олегом Котельниковым открыл одну из первых ленинградских квартирных галерей, которую назвал «Асса» (а позже снялся в одноименном фильме Сергея Соловьева). С середины 1980-х увлекается музыкальными перформансами, сотрудничает с оркестром «Популярная механика» Сергея Курехина, оформляет их концерты. Тогда же работает со знаменитым ленинградским «Рок-клубом», в частности как оформитель концертов группы «Кино». Именно Новиков привлек к созданию имиджа группы дизайнера Константина Гончарова. Который, в свою очередь, оказал сильное влияние на творчество самого Тимура Новикова. С конца 1980-х годов художник под его влиянием навсегда оставляет живопись и переходит от «экспрессивного рисования» к текстильному коллажу, использует минималистские трафареты. И уже в 1991 году проводит первую программную выставку «Новой академии изящных искусств» в Русском музее.

На юбилейной выставке в Мраморном дворце представлены все этапы творческих исканий Тимура Новикова: от ранних («Аэропорт» 1983 года и «Мост» 1984 года) до работ середины 1990-х (в 1996 году после тяжелой болезни художник потерял зрение, в 2002 году умер от пневмонии).

«Тимур Новиков — человек чрезвычайно важный и для нашего, петербургского, искусства, и для искусства международного, — говорит Олеся Туркина. — Мы сделали выставку-оммаж к юбилею, представили его самые значимые работы. Он был выдающимся художником и одним из крупнейших дарителей для нашего отдела новейших течений — подарил 57 работ своих современников, фактически музеефицировал современность».

Одновременно с выставкой Тимура Новикова в Мраморном дворце открылась небольшая экспозиция работ Андрея Крисанова, бывшего художника-оформителя и бас-гитариста группы «Кино» и оркестра Сергея Курехина. Крисанов приехал в Ленинград из Новороссийска; в середине 1980-х вступил в группу «Новые художники»; его первая выставка состоялась в галерее Новикова «Асса». В ГРМ представлена в том числе работа Тимура Новикова «Дориан Грей. Портрет Андрея Крисанова» 1987 года.

В конце 1980-х известный собиратель современного искусства Фредерик Вейсман купил несколько работ Крисанова и показал их в музеях США. В начале 1990-х художник уехал в Швейцарию, в 1991 году в Лозанне состоялась его первая персональная выставка, которая вызвала отклик в прессе и удачно продалась. Андрей Крисанов скончался 7 августа 2018 года после продолжительной болезни.

«Очень символично, что оба эти художника — Тимур Новиков и Андрей Крисанов — одновременно представлены в залах музея, — считает Александр Боровский. — Это было время настоящей перестройки всей художественной и общественной жизни в стране, и благодаря Тимуру Новикову и художникам из его окружения наш Ленинград-Петербург стал городом, о котором начали писать и говорить как о российской столице современного искусства».

Государственный Русский музей
Тимур Петрович Новиков (1958–2002). К 60-летию со дня рождения художника
Андрей Валерьевич Крисанов (1966–2018)
До 12 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 4748
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
5
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru