The Art Newspaper Russia
Поиск

Cosmoscow: в поисках вечной молодости

Ярмарка, проходящая в Гостином Дворе с 7 по 9 сентября, показала: российский арт-рынок делает ставку на новое поколение

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow для российского арт-сообщества — все равно что 1 сентября для школьников. Каникулы закончились, но серые будни еще не начались, все — загорелые, нарядные и в кои-то веки искренне рады друг друга видеть. Отпускное настроение усердно нагнетали фланировавшие по залу молодые люди с надувной акулой — они призывали публику идти вместе с ними искать море и в итоге оказались участниками перформанса Марины Звягинцевой. (Вместо настоящего моря в дальнем углу зала обнаружились ее объекты-кровати из проекта «Море спального района».) Не менее колоритно смотрелась молодая художница и дизайнер Александра Ивлева, также известная под псевдонимом Weld Queen («Королева сварки») в футуристическом головном уборе из металлических прутьев и со свитой из двух «охранников» в масках сварщиков.

На стендах же юное поколение арт-мира оказалось представлено столь обильно, что, как выразилась одна из посетительниц, куратор по профессии, Cosmoscow впору переименовывать в ярмарку молодого искусства. Внимание к новым именам вполне объяснимо: галеристы в этом году предпочитают предлагать работы в ценовом сегменте до €20 тыс., а живые классики в него, как правило, не вписываются.

Более дорогие вещи на ярмарке наперечет — это работы с коллективного стенда Past Present, в основном предоставленные галереей XL (например, стеклянный объект Виктора Пивоварова за €35 тыс.), а также новая живопись Владимира Дубосарского у «Галереи 21» (€35 тыс. — 40 тыс.), прижизненные отпечатки Александра Родченко у галереи «Глаз» (€25 тыс. — 40 тыс.) и скульптуры Игоря Шелковского на стенде «Палисандра», к которым мы еще вернемся. Произведений Ильи Кабакова, чье имя после открытия выставки в Третьяковской галерее у всех на устах, автору обнаружить не удалось — зато на стенде галереи Osnova красуется оммаж мэтру от молодого художника Яна Гинзбурга, в прошлом известного как Ян Тамкович. Его работа «Мой жук» продается за €20 тыс. Возможно, благодаря ей Osnova получила приз за лучший стенд, разделив награду с воронежской галереей ХЛАМ. Эффектными получились монографические стенды «Восточной галереи» и «Розы Азора». «Восточная галерея» представила новый проект Леонида Ротаря, посвященный СССР. Его барельефы из сахара (от €12 тыс.) способны мгновенно растаять, как мечты о коммунистическом рае. «Роза Азора» завесила все стены вышивками Марии Арендт (50 тыс. — 280 тыс. руб.). В новых работах художница изменила подход к своей любимой технике — вышивки с архитектурными мотивами она стала натягивать на куски фанеры, что приближает их к станковой картине или, скорее, графике. Интересно, что премия для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow в этом году досталась еще одной любительнице вышивания — Асе Маракулиной.

На стене стенда Lazy Mike владельцы галереи изобразили Кирилла Серебренникова. Также у них имеется почтовый ящик для отправки открыток режиссеру: 7 сентября у него день рождения, объяснил галерист Михаил Овчаренко. Во время вернисажа гуманная инициатива особым успехом не пользовалась, куда больше интереса вызывала новая серия концептуалиста Паруйра Давтяна «Элементарий» — рисунки на стекле поверх листов гербария 1950–1960-х годов. (Каждый по €1,2 тыс.) Надо сказать, Lazy Mike, принадлежащая сыну галериста Владимира Овчаренко, заявляет о себе ровно раз в год — во время Cosmoscow. Сам Владимир Овчаренко в этом году в ярмарке не участвовал, хотя в былые годы выкупал целых два стенда — один для «Риджины», другой для аукциона Vladey. Посетители ярмарки взахлеб обсуждали новость — «Риджины» как бренда больше не существует: недавно женившийся вторично владелец переименовал галерею, открытую в 1990 году и названную в честь его первой супруги Регины, в Ovcharenko. Формат галереи несколько изменится, теперь тут будут выставлять больше молодых художников.

Галерей-призраков, подобных Lazy Mike, на ярмарке немало. Можно уже говорить о новом тренде на московском рынке — некоторые галереи раз в год появляются на ярмарке Cosmoscow, а все остальное время то ли впадают в анабиоз, то ли ведут некую тайную жизнь, никак не заявляя о себе, не устраивая публичных выставок и вообще не имея помещения. На вопрос о постоянной площадке владелица бездомной на данный момент галереи Artwin Мариана Гогова ответила: «Сейчас я озадачена вопросом — нужна ли она вообще? Не хотелось бы повторять то, что делали крупные галереи 30 лет назад. Нужен новый формат — но я его еще не изобрела». А вот бывшую сотрудницу Artwin Надю Миндлин традиционный формат вполне устраивает: помещение для своего нового проекта Pinkpong Gallery, дебютировавшего на Cosmoscow, она уже нашла, но адрес пока не афиширует. Открытие галереи намечено на ноябрь. Специализация (сюрприз!) — молодые художники.

Нововведением этого года стала секция коллекционного дизайна. Коллективный стенд «Российский дизайн как искусство» вполне мог бы называться «Российское искусство как дизайн» — на нем, например, с согласия авторов представлены художественные мусорные баки от группы Recycle, изначально для практического использования не предназначенные (€22 тыс. — 25 тыс.). Художник Иван Горшков для этого проекта впервые сделал нечто функциональное — металлические столики-скульптуры, а Георгий Острецов одолжил мебель собственного изготовления, хорошо знакомую завсегдатаям вечеринок в его бывшей мастерской на заводе «Пластик».

Галерея «Палисандр» представила большие металлические скульптуры Игоря Шелковского — €66 тыс. за пару — рядом с модернистскими креслами Пьера Жаннере из «идеального города» Чандигарха, спроектированного Ле Корбюзье. «Когда я увидела эти скульптуры в мастерской художника, я поняла, что они должны быть вместе!» — заметила хозяйка галереи Алина Пинская, переводя взгляд со скульптур на кресла и обратно. Цены на менее крупные работы Шелковского у нее стартуют от €3 тыс.

Надо сказать, дизайн рамками отведенной ему секции не ограничивается — он буквально повсюду, и это во многом определяет лицо нынешней ярмарки.

На стенде проекта ArtTube Editions большим успехом у покупателей пользовались черно-белые кеды от молодой художницы Алисы Йоффе. А на стенде АРТ4 молодой художник круга Андрея Бартенева Вова Перкин выступил в качестве дизайнера — вязаные подушки в виде его персонажа по имени Брокколя продаются по €1,2 тыс. Его же абсурдистская живопись в гамме «вырви глаз» — в диапазоне от €4 тыс. до 16 тыс. Впрочем, настоящий ажиотаж вызвали не они, а подборка произведений Владимира Яковлева — большую часть крупноформатных работ на бумаге по €7,5 тыс. раскупили еще до окончания вернисажа. Даже заинтриговавшая всех выставка искусства Катара What We Are Made Of («Из чего мы сделаны»), устроенная в рамках перекрестного Года Катара в России и России в Катаре, если верить кураторскому тексту, «исследует тонкую грань между искусством и дизайном». Как ни странно, феминистские работы молодых катарских художниц смотрятся очень декоративно — ведь их создательницы разделяют типичное для искусства исламского мира пристрастие к абстракции.

Одна из немногих галерей, не включившаяся в общую гонку за дизайнерским гламуром и вечной молодостью, — «Веллум». Она представила графику Юло Соостера и живопись Анатолия Зверева. «Я тут первый раз как участник, да и как посетитель! В сентябре я обычно уезжаю отдыхать, — призналась галеристка Любовь Агафонова. — Выставка хорошая, организация — на высоком уровне. Буду и дальше участвовать!»

Материалы по теме
Просмотры: 5467
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
3
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
4
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
5
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском побила рекорд посещаемости
Экспозиция, объединившая разделенное между Москвой и Петербургом дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов фабриканта и мецената Сергея Щукина, стала самой популярной в ГМИИ им. А.С.Пушкина за почти 40 лет
16 сентября 2019
6
В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter
Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен.
16 сентября 2019
7
Полиция ищет золотой унитаз Маурицио Каттелана
Скульптуру «Америка» стоимостью £4,8 млн украли с выставки «Победа не вариант» во дворце Бленхейм вскоре после ее открытия.
16 сентября 2019
8
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
9
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
10
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru