The Art Newspaper Russia
Поиск

Cosmoscow: в поисках вечной молодости

Ярмарка, проходящая в Гостином Дворе с 7 по 9 сентября, показала: российский арт-рынок делает ставку на новое поколение

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow для российского арт-сообщества — все равно что 1 сентября для школьников. Каникулы закончились, но серые будни еще не начались, все — загорелые, нарядные и в кои-то веки искренне рады друг друга видеть. Отпускное настроение усердно нагнетали фланировавшие по залу молодые люди с надувной акулой — они призывали публику идти вместе с ними искать море и в итоге оказались участниками перформанса Марины Звягинцевой. (Вместо настоящего моря в дальнем углу зала обнаружились ее объекты-кровати из проекта «Море спального района».) Не менее колоритно смотрелась молодая художница и дизайнер Александра Ивлева, также известная под псевдонимом Weld Queen («Королева сварки») в футуристическом головном уборе из металлических прутьев и со свитой из двух «охранников» в масках сварщиков.

На стендах же юное поколение арт-мира оказалось представлено столь обильно, что, как выразилась одна из посетительниц, куратор по профессии, Cosmoscow впору переименовывать в ярмарку молодого искусства. Внимание к новым именам вполне объяснимо: галеристы в этом году предпочитают предлагать работы в ценовом сегменте до €20 тыс., а живые классики в него, как правило, не вписываются.

Более дорогие вещи на ярмарке наперечет — это работы с коллективного стенда Past Present, в основном предоставленные галереей XL (например, стеклянный объект Виктора Пивоварова за €35 тыс.), а также новая живопись Владимира Дубосарского у «Галереи 21» (€35 тыс. — 40 тыс.), прижизненные отпечатки Александра Родченко у галереи «Глаз» (€25 тыс. — 40 тыс.) и скульптуры Игоря Шелковского на стенде «Палисандра», к которым мы еще вернемся. Произведений Ильи Кабакова, чье имя после открытия выставки в Третьяковской галерее у всех на устах, автору обнаружить не удалось — зато на стенде галереи Osnova красуется оммаж мэтру от молодого художника Яна Гинзбурга, в прошлом известного как Ян Тамкович. Его работа «Мой жук» продается за €20 тыс. Возможно, благодаря ей Osnova получила приз за лучший стенд, разделив награду с воронежской галереей ХЛАМ. Эффектными получились монографические стенды «Восточной галереи» и «Розы Азора». «Восточная галерея» представила новый проект Леонида Ротаря, посвященный СССР. Его барельефы из сахара (от €12 тыс.) способны мгновенно растаять, как мечты о коммунистическом рае. «Роза Азора» завесила все стены вышивками Марии Арендт (50 тыс. — 280 тыс. руб.). В новых работах художница изменила подход к своей любимой технике — вышивки с архитектурными мотивами она стала натягивать на куски фанеры, что приближает их к станковой картине или, скорее, графике. Интересно, что премия для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow в этом году досталась еще одной любительнице вышивания — Асе Маракулиной.

На стене стенда Lazy Mike владельцы галереи изобразили Кирилла Серебренникова. Также у них имеется почтовый ящик для отправки открыток режиссеру: 7 сентября у него день рождения, объяснил галерист Михаил Овчаренко. Во время вернисажа гуманная инициатива особым успехом не пользовалась, куда больше интереса вызывала новая серия концептуалиста Паруйра Давтяна «Элементарий» — рисунки на стекле поверх листов гербария 1950–1960-х годов. (Каждый по €1,2 тыс.) Надо сказать, Lazy Mike, принадлежащая сыну галериста Владимира Овчаренко, заявляет о себе ровно раз в год — во время Cosmoscow. Сам Владимир Овчаренко в этом году в ярмарке не участвовал, хотя в былые годы выкупал целых два стенда — один для «Риджины», другой для аукциона Vladey. Посетители ярмарки взахлеб обсуждали новость — «Риджины» как бренда больше не существует: недавно женившийся вторично владелец переименовал галерею, открытую в 1990 году и названную в честь его первой супруги Регины, в Ovcharenko. Формат галереи несколько изменится, теперь тут будут выставлять больше молодых художников.

Галерей-призраков, подобных Lazy Mike, на ярмарке немало. Можно уже говорить о новом тренде на московском рынке — некоторые галереи раз в год появляются на ярмарке Cosmoscow, а все остальное время то ли впадают в анабиоз, то ли ведут некую тайную жизнь, никак не заявляя о себе, не устраивая публичных выставок и вообще не имея помещения. На вопрос о постоянной площадке владелица бездомной на данный момент галереи Artwin Мариана Гогова ответила: «Сейчас я озадачена вопросом — нужна ли она вообще? Не хотелось бы повторять то, что делали крупные галереи 30 лет назад. Нужен новый формат — но я его еще не изобрела». А вот бывшую сотрудницу Artwin Надю Миндлин традиционный формат вполне устраивает: помещение для своего нового проекта Pinkpong Gallery, дебютировавшего на Cosmoscow, она уже нашла, но адрес пока не афиширует. Открытие галереи намечено на ноябрь. Специализация (сюрприз!) — молодые художники.

Нововведением этого года стала секция коллекционного дизайна. Коллективный стенд «Российский дизайн как искусство» вполне мог бы называться «Российское искусство как дизайн» — на нем, например, с согласия авторов представлены художественные мусорные баки от группы Recycle, изначально для практического использования не предназначенные (€22 тыс. — 25 тыс.). Художник Иван Горшков для этого проекта впервые сделал нечто функциональное — металлические столики-скульптуры, а Георгий Острецов одолжил мебель собственного изготовления, хорошо знакомую завсегдатаям вечеринок в его бывшей мастерской на заводе «Пластик».

Галерея «Палисандр» представила большие металлические скульптуры Игоря Шелковского — €66 тыс. за пару — рядом с модернистскими креслами Пьера Жаннере из «идеального города» Чандигарха, спроектированного Ле Корбюзье. «Когда я увидела эти скульптуры в мастерской художника, я поняла, что они должны быть вместе!» — заметила хозяйка галереи Алина Пинская, переводя взгляд со скульптур на кресла и обратно. Цены на менее крупные работы Шелковского у нее стартуют от €3 тыс.

Надо сказать, дизайн рамками отведенной ему секции не ограничивается — он буквально повсюду, и это во многом определяет лицо нынешней ярмарки.

На стенде проекта ArtTube Editions большим успехом у покупателей пользовались черно-белые кеды от молодой художницы Алисы Йоффе. А на стенде АРТ4 молодой художник круга Андрея Бартенева Вова Перкин выступил в качестве дизайнера — вязаные подушки в виде его персонажа по имени Брокколя продаются по €1,2 тыс. Его же абсурдистская живопись в гамме «вырви глаз» — в диапазоне от €4 тыс. до 16 тыс. Впрочем, настоящий ажиотаж вызвали не они, а подборка произведений Владимира Яковлева — большую часть крупноформатных работ на бумаге по €7,5 тыс. раскупили еще до окончания вернисажа. Даже заинтриговавшая всех выставка искусства Катара What We Are Made Of («Из чего мы сделаны»), устроенная в рамках перекрестного Года Катара в России и России в Катаре, если верить кураторскому тексту, «исследует тонкую грань между искусством и дизайном». Как ни странно, феминистские работы молодых катарских художниц смотрятся очень декоративно — ведь их создательницы разделяют типичное для искусства исламского мира пристрастие к абстракции.

Одна из немногих галерей, не включившаяся в общую гонку за дизайнерским гламуром и вечной молодостью, — «Веллум». Она представила графику Юло Соостера и живопись Анатолия Зверева. «Я тут первый раз как участник, да и как посетитель! В сентябре я обычно уезжаю отдыхать, — призналась галеристка Любовь Агафонова. — Выставка хорошая, организация — на высоком уровне. Буду и дальше участвовать!»

Материалы по теме
Просмотры: 5627
Популярные материалы
1
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
2
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
3
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
4
Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург
Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством.
10 декабря 2019
5
Третьяковская галерея запускает образовательный онлайн-проект
Новый портал «Лаврус» соберет тематические курсы по истории искусства.
12 декабря 2019
6
Бэнкси превратил скамейку в повозку Санта-Клауса
Уличный художник выложил в Cеть видео, в котором прохожий в Бирмингеме останавливается около спящего на улице человека и дает ему еду и теплое питье. Новая работа должна привлечь внимание к проблеме бездомных в Великобритании.
10 декабря 2019
7
Президентом Королевской академии художеств впервые стала женщина
Художник Ребекка Солтер стала первой женщиной, возглавившей эту институцию за всю ее 251-летнюю историю.
12 декабря 2019
8
Картину Климта, украденную 22 года назад, нашли в Италии
«Женский портрет» входил в топ-лист самых ценных разыскиваемых полотен, сегодня он оценивается в €60 млн. Картину обнаружили в стене галереи, откуда она была похищена в 1997 году.
12 декабря 2019
9
Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет
В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника.
10 декабря 2019
10
Дюжина главных выставок Бельгии: от ван Эйка до Харинга
Представляем 12 главных выставок Бельгии с декабря 2019-го по декабрь 2020-го, часть из которых пройдет во время ярмарки BRAFA.
10 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru