The Art Newspaper Russia
Поиск

Галеристы на распутье

TANR с помощью галеристов, молодых и со стажем, разобралась, как живут и куда движутся галереи современного искусства в России

Кризис 2014 года для российских галерей был не первым (первый случился в 1998-м), но оказался самым затяжным. Политический фон провоцировал скачки валют и неуверенность покупателей в своих заработках. Спрос на предметы роскоши, к которым можно отнести и искусство, падал. Галереи крутились, как могли, проверяя старые стратегии на прочность и пробуя новые форматы. Ставка на зарубежные ярмарки, образовательные либо консалтинговые услуги, сотрудничество с дизайнерами или гибрид с другим бизнесом — возможностей много, а цель одна: сначала — выжить, а потом — развиваться.

Ставка на зарубежные ярмарки

Большинство галеристов сходятся во мнении, что ярмарки — крупнейшая статья расходов, но и отдача от них немалая. Марина Гисич считает зарубежные ярмарки способом расширить пул коллекционеров и получить узнаваемость на международном рынке, хотя далеко не всегда эта деятельность выходит в ноль.

Галерея Iragui увеличивает количество ярмарок. «Из-за кризиса 2014 года мы утвердились в мысли, что нужно занимать место на международном рынке, — делится соображениями Екатерина Ираги. — Объем продаж российским коллекционерам уменьшился, а их число не растет». Помимо Cosmoscow и viennacontemporary, галерея с 2015 года регулярно участвовала в Art Dubai и Drawing Now Paris, с 2016 года — в Artissima, в 2018-м прибавились Art Rotterdam и ARCO Lisbon.

«Галерея должна участвовать в ярмарках, по нашим наблюдениям, минимум два раза в год, — считают основатели галереи Osnova Дмитрий Ветров и Алена Курмашева. — Эта строчка расходов самая высокая, хотя приносит до 50% годовой выручки. Мы стараемся селективно подходить к участию, выбираем ярмарки, искусство участников которых близко нам по духу». 

Есть и исключения. Галерея «Триумф» сознательно прекратила участвовать в ярмарках после 2014 года. Елена Селина, сооснователь XL Gallery, одной из старейших и самых активных московских галерей, с 2014 года оставила в графике только российскую Cosmoscow из солидарности с «отечественным производителем» и сократила строчку расходов на зарубежные ярмарки. «Если ездишь на ярмарки высокого уровня, то должен присутствовать на нескольких сразу и делать это регулярно, — объясняет Селина. — Это Art Basel с тремя филиалами, Frieze с двумя, хорошо бы FIAC. Одна такая ярмарка выходила галерее минимум в €50 тыс. Пока нет стабильного арт-рынка и „подушки безопасности“, я не могу себе этого позволить». XL Gallery — одна из немногих российских галерей, которая участвовала в ярмарках высшего эшелона на протяжении десятилетия. На ее счету ежегодные Art Basel с 2006 по 2010 год, Frieze с 2006 до 2011 год, Art Basel Miami Beach и FIAC с 2006 по 2009 год и Art Basel Hong Kong в 2012 и 2013 годах.

Отказ от постоянной площадки

Относительно новый формат — поп-ап-проекты вместо постоянного пространства. Такой ход кажется логичным в том случае, если галерея наработала свою базу контактов и не нуждается в стабильной «витрине», по сути он ближе к арт-дилерству.

Осенью 2017 года Pechersky Gallery съехала с «Винзавода», где провела последние пять лет, предпочтя временные выставки на музейных и других площадках. На этом галерея сэкономила порядка €20–30 тыс. в месяц. «Мы стали больше привлекать фрилансеров под конкретные задачи, в штате сегодня работает три человека. Сейчас мы в большей степени сконцентрировались на самих художниках, помогая им попасть в международные резиденции, финансируя их поездки и производство новых работ. Параллельно с этим активно ищем партнеров среди российских и зарубежных музеев», — рассказывает Марина Печерская. 

И все же поп-ап пока экзотика. По словам большинства галеристов, постоянное пространство — знак стабильности и покупатель его ценит. «Когда у тебя нет площадки, сложно ездить на ярмарки и сотрудничать с зарубежными художниками. Пространство — это гарант надежности и показатель уровня галереи», — говорят Дмитрий Ветров и Алена Курмашева. Их галерея Osnova, открывшаяся на «Винзаводе» в 2014 году, начиналась как онлайн- и поп-ап-проект, и переход в офлайн, в их представлении, несомненный рост. 

Ксения Подойницына («Галерея 21») считает, что качество пространства — вклад в имидж галереи. «Когда люди заходят в 350 кв. м с высоченными потолками, для них это показатель успешности, им приятно проводить здесь время», — уверена она.

Музейные и некоммерческие проекты

Выставка художника в музее важна для его имиджа, а значит, и для галериста, который продает этого автора. Далеко не всегда эти вложения напрямую оправдываются. «Это создание символического капитала, и ничего больше», — объясняет Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф», у которой в среднем треть выставок в год — музейные проекты.

Для XL Gallery, представляющей в своем пространстве в основном большие site-specific-проекты, выставка сама по себе — это и художественное высказывание, и вложение в художника, потому что клиент купит скорее работу из запасника, чем инсталляцию. «Я любую выставку воспринимаю как рекламу, — объясняет Елена Селина. — Это моя инвестиция, и годы показали, что она оправдывается: в 2000-е покупали ровно тех, кого мы активно выставляли в 1990-х, а Иру Корину, например, начали покупать после серии абсолютно некоммерческих выставок. Удачные проекты спустя какое-то время повлекли за собой интерес к произведениям. Художник должен быть на виду и на слуху». Ирина Корина, один из немногих российских художников, создающих крупные инсталляции, в 2017 году стала участницей основного проекта Венецианской биеннале.

Некоммерческие выставки и музейные проекты требуют от галереи дополнительных вложений, которые не окупаются напрямую через продажу. Не уйти в минус помогает привлечение внешних средств. Активно ищет спонсоров на это направление петербургская Anna Nova. Доказала свою эффективность и модель, которую внедрила Елена Селина в 2012 году, возобновив некоммерческое подразделение XL Projects. «До этого мы все выставки, в том 
числе в музеях, делали на свои средства, музей предоставлял только пространство, — рассказывает Селина. — С появлением XL Projects мне стали предлагать выставки, которые оплачивает сама институция, а я работаю как куратор — и для меня это маленькая гордость».

Бизнес-гибрид

Совместить в одном пространстве галерею с другим бизнесом — формат, набирающий популярность. Бар «Перелетный кабак» действует и как галерея (искусству отведены два выставочных зала). За ее политику отвечают дилер и коллекционер Максим Боксер и художник Владислав Ефимов. В галерее «Роза Азора» работает антикварный магазин; помимо искусства, там продаются винтажные предметы гардероба и быта.

Онлайн-торговля искусством переживает бум во всем мире и уже делает первые шаги в России. Интернет-магазин 28bugs, где продается доступное искусство до €2 тыс., есть у Anna Nova. Его задача — не только продажа конкретных объектов, но и популяризация искусства и дизайна в целом. У «покупателя из Интернета» размер кошелька и стаж коллекционирования обычно меньше, чем у обычного клиента галереи, однако, заинтересовав его, можно получить лояльного коллекционера в будущем.

В 2013 году Владимир Овчаренко, основатель одной из первых российских галерей «Риджина», закрыл ее лондонский филиал, который просуществовал два года. Галерист посчитал, что потенциал локального рынка гораздо выше, и основал аукционный дом Vladey. На торги Овчаренко берет работы у коллекционеров, галерей и напрямую у художников. На аукционы Vladey выставляются произведения как начинающих авторов, так и больших фигур: Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, Михаила Шварцмана. 

С этой же нишей начал работать как продавец Игорь Маркин. До того он находился на другой стороне сделки — был коллекционером, а в 2015 году из частного музея Art4.ru сделал «музей, который торгует искусством» Art4. С натяжкой это предприятие можно назвать галереей: Маркин не только берет работы у художников, но и делает выставки совместно с другими галереями. С 2016 года к этому добавился онлайн-аукцион, работы с которого можно посмотреть в пространстве Art4.

Просвещение масс

Публику нужно просвещать — это известно давно. Таким способом можно убить сразу двух зайцев: поднять уровень осведомленности своей постоянной аудитории и привлечь новую. Елена Селина отмечает, что новое поколение коллекционеров — это достаточно образованные люди, для которых не только Марина Абрамович, но и группировка ЗИП — молодые краснодарские художники и активисты, лауреаты Премии Кандинского и «Инновации» — не пустой звук. Во многом это результат бума образовательных программ в музеях. «Мне раньше было стыдно и смешно объяснять искусство. Теперь же я рассказываю и пишу тексты, потому что поняла, что российский человек литературоцентричен, он любит слушать, поэтому так популярны экскурсии авторов и кураторов», — говорит Селина. 

Галерея Anna Nova проводит образовательные мероприятия, выпускает бесплатный журнал Booklet. Ксения Подойницына открыла в своей галерее арт-клуб, где читают лекции не только по искусству — они же приводят новых людей. С той же целью за счет привлечения частных средств она создала аналитический проект InArt, где пытается говорить с бизнесменами об искусстве на языке цифр, раскрывая его инвестиционный потенциал.

Дополнительные услуги

Помимо продажи работ, многие галереи оказывают и другие услуги. Так, у «Триумфа» основной доход приносит далеко не основная деятельность. «„Триумф“ больше чем галерея, — рассказывает Дмитрий Ханкин. — С одной стороны, это фонд, институция, с другой — продакшен-компания и многое другое». Галерея не брезгует даже сдачей пространств в аренду, но делает это выборочно: помещение сдают лишь тем, кто близок по духу.

Для большинства галерей дополнительные услуги, скорее, средство стимулировать продажи искусства. Галерея Osnova занимается консалтингом и менеджментом коллекций. Консалтинговые услуги также оказывают Pechersky Gallery и Marina Gisich Gallery. 

Почти все галеристы сходятся в том, что очень успешным оборачивается сотрудничество с дизайнерами интерьеров, причем не только по результатам продаж. Для Елены Селиной работа с дизайнерами — это и бизнес, и удовольствие. «Передо мной ставят задачу включить произведение в интерьер квартиры, и я с радостью подбираю три-четыре варианта», — говорит она. 

У Марины Гисич — своя студия, она начала заниматься дизайном интерьеров через четыре года после основания галереи в 2000 году. Получилось два независимых бизнеса, которые связаны между собой. «Часто клиенты из дизайна становятся коллекционерами галереи», — утверждает Гисич. 

Шанс рассказать о современном искусстве людям, которые не ходят в галереи, — то, что ценит в работе с интерьерами Юлия Анненкова, директор галереи «Агентство Art.ru». «Самое приятное — то, как меняется подход у дизайнеров. Сначала приобретается искусство, а уже под него выстраивается интерьер. У нас было несколько таких случаев», — вспоминают Дмитрий Ветров и Алена Курмашева.

Сам себе галерист

Крепкую альтернативу галереям как бизнесу составляют художники, которые занялись собой сами. Хотя первым в голову приходит самый яркий пример — Александр Петрелли с галереей «Пальто», который продает работы своих коллег с подкладки собственного одеяния, артистично и со вкусом, — он далеко не один. Образец бодрого художественного кооператива — проект Mos.Кoop…, где можно купить работы напрямую от художников. В него вошли мастера преимущественно круга московского концептуализма: Николай Овчинников и его жена Мюриэль Руссо-Овчинникова, Никита Алексеев, Константин Звездочетов, Игорь Макаревич, Елена Елагина и другие. Но для того, чтобы продать самому свое искусство, далеко не всегда приходится городить такие сложные огороды. Технологии не стоят на месте, и сделать из своей страницы в Facebook или Instagram витрину — цель вполне реальная. Однако это уже тема для отдельной истории. 

Материалы по теме
Просмотры: 4328
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
5
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
6
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
7
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
10
Эрмитаж отреставрировал астрономические часы XVI века
Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Ивана Грозного.
16 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru