The Art Newspaper Russia
Поиск

На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда

Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера

Легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки (1913–1990) уехал из СССР на свою историческую родину в Грецию в 1978 году, оставив, как известно, значительную часть своего собрания Третьяковской галерее. Но и то, что он смог взять с собой, представляло и представляет огромный интерес и для историков искусства, и для широкой публики. 
После смерти Георгия Дионисовича Греция выкупила у его наследников эти произведения вместе с богатым архивом, передав экспонаты в 2000 году в ведение Государственного музея современного искусства в Салониках. 

По прошествии лет в музее, руководимом Марией Цанцаноглу, начался процесс обновления и реорганизации экспозиции. Отчасти это связано с возникновением нового музейного объединения Metropolitan Organization of Museums of Visual Arts (MOMus), но конкретно для этой институции в Салониках изменения носят еще и концептуальный характер. В 2017 году здесь создан комитет по развитию, который возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель Heritage Art Foundation. «Мы не только приняли участие в создании новой экспозиции музея, — сказала она TANR, — но и разработали обширную образовательную и научную программу. На базе знаменитой коллекции Георгия Костаки будет основан исследовательский центр русского авангарда, создана библиотека редких книг о русском искусстве этого периода, на постоянной основе начнет работать лекторий, где будут выступать ведущие мировые специалисты по авангарду». 

В свою очередь  член попечительского совета музея в Салониках, основатель благотворительного фонда AVC Charity Андрей Чеглаков добавляет: «То, что половина этого знаменитого собрания находится сегодня в европейском музее, способствует продвижению русской культуры на Западе, но и одновременно накладывает на нас дополнительные обязательства».
Нынешняя временная выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» послужит прообразом будущей постоянной экспозиции. По словам ее кураторов Наталии Автономовой и Аллы Лукановой, она структурирована между двумя полюсами: «предавангардом», включающим работы символистского, импрессионистического и неопримитивистского толка, и «пост­авангардом» с произведениями 1930-х годов. 

В таком хронологическом обрамлении представлен авангард классический — работы Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Надежды Удальцовой, Владимира Татлина, Павла Филонова и многих других авторов. 

В качестве дизайнеров выставки выступили москвичи Кирилл Асс и Надя Корбут. А издательство ABC-Design подготовило каталог на греческом и английском языках. Сверхзадача проекта — продемонстрировать на материале части коллекции Костаки историческую и творческую связанность разных этапов в развитии русского авангарда. Под «Рестарт» отведено сейчас все пространство музея, и такой формат должен сохраниться и в будущем. 

Государственный музей современного искусства
Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт
До 16 сентября

Материалы по теме
Просмотры: 5541
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
4
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
5
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
9
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
10
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru