18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину

Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов

Через более чем 70 лет после окончания Великой Отечественной войны в родной для них дворец возвращаются полотна, похищенные отсюда в годы оккупации. Вновь обретенные портреты позволят Гатчинскому дворцу воссоздать исторические интерьеры.

«Событие имеет колоссальное значение в истории послевоенной Гатчины, — сказал на торжественной церемонии передачи картин директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов. — До сих пор одной из главных проблем Гатчинского дворца являются коллекции. Из 54 тыс. экспонатов, которые числились во дворце до войны, у нас осталось только 6 тыс. Каждый раз, когда появляется хотя бы один предмет, — это праздник. Сегодня мы получаем 16 работ из нашей исторической коллекции, которые мы считали навсегда потерянными». 

Всего 16 картин из 52, украшавших до 1941 года галереи Арсенального каре Гатчинского дворца, были обнаружены в ходе крупных оперативно-розыскных действий, сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Среди них — портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича, графа Кирилла Разумовского, адмирала Григория Спиридова, редкий портрет эрцгерцога Фердинанда работы Мартина ван Майтенса, портрет короля Виктора-Эммануила работы Саббиони и другие. До настоящего времени из 52 полотен на своем историческом месте находилось только одно. 

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал передачу картин «историческим событием»: до начала Великой Отечественной музей в Гатчине обладал самой крупной в мире коллекцией портретов, и сейчас она постепенно восстанавливается. По словам министра, переданная музею находка стала большим подарком к 100-летию пригородных петербургских музеев, которое отмечается в 2018 году. Работы не были эвакуированы в начале войны и до сегодняшнего дня считались утраченными.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+