18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Интенсивная терапия для пострадавших херувимов

№64
Материал из газеты

В Германии реставрируют «Мадонну с херувимами» Донателло. Она оказалась в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при пожарах в зенитной башне,стоявшей на востоке Берлина

В реставрационной мастерской Музея Боде в Берлине глава реставрационного отдела Пауль Хофман показывает на блестящий участок на руке Девы Марии с терракоты Донателло «Мадонна с херувимами» (около 1440): «Это все, что сохранилось от красочного слоя». «Мадонна с херувимами» была в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при двух пожарах в зенитной башне, стоявшей на востоке Берлина в районе Фридрихсхайн. Скульптуры распадались на фрагменты, мрамор превращался в известь, а керамика, гобелены, золото и слоновая кость были утрачены навсегда.

При финансовой поддержке Художественного фонда Эрнста фон Сименса Государственные музеи Берлина ведут сейчас реставрацию 59 произведений из числа тех, что были вывезены трофейными бригадами в СССР и позднее возвращены в Германию. Речь о предметах, которые пострадали настолько серьезно, что экспонировать их уже не представлялось возможным. По мнению генерального секретаря фонда Мартина Гернеса, «реставрация важнее приобретений». «Приобретая произведения такого уровня на рынке сейчас, нам пришлось бы заплатить в несколько раз больше, чем сумма, которую мы вкладываем в реставрацию, — если бы они вообще оказались в продаже», — подчеркивает он.

Гернес не сообщает, сколько его фонд выделил на берлинский проект, который входит в число 240 программ, финансируемых в рамках инициативы «Искусство из запасников». С 2014 года, когда стартовал этот пользующийся поддержкой частных и государственных фондов проект, выделено уже более €23 млн. Кроме того, Художественный фонд Эрнста фон Сименса финансирует научный обмен между берлинскими реставраторами и их коллегами из Пушкинского музея в Москве.

Реставрационная мастерская Музея Боде напоминает отделение интенсивной терапии. На столах лежат два знаменосца работы итальянского мастера Туллио Ломбардо, разбитые на фрагменты. Когда-то они украшали одну из венецианских церквей. Реставраторы хотят установить скульптуры на металлические стержни, что позволит экспонировать их вертикально.

Что же касается рельефа Донателло, то специалисты начали с того, что удалили установленную советскими коллегами железную опорную раму, которая могла разрушить произведение из-за коррозии. Они восстановили утраченные участки керамической поверхности и планируют подкрасить ее. Но Хофман говорит, что полностью восстанавливать цвета не станут, поскольку фотография недостаточно точно передает оттенки. Ожидается, что это произведение появится в экспозиции музея в 2019 году. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+