The Art Newspaper Russia
Поиск

Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО

Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год

После многолетних призывов начать реставрацию здания это все же произошло. Предварительные работы по исследованию технического состояния дома начались еще прошлым летом, когда был окончательно решен вопрос с собственниками здания. Напомним, в 2016 году компания «Лига прав», которой уже принадлежали 2 тыс. кв. м в доме Наркомфина, приобрела на открытых торгах еще 1,6 тыс. кв. м, заплатив за них 101,4 млн руб. По условиям аукциона за три года новый собственник обязан провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению здания, признанного объектом культурного наследия регионального значения.

Проект научной реставрации здания, основанный на принципах Венецианской хартии, разработало бюро «Гинзбург Архитектс», которое возглавляет Алексей Гинзбург, внук одного из проектировщиков дома, Моисея Гинзбурга. Своей главной целью он называет внесение дома Наркомфина в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Наркомфина считается одним из наиболее известных московских памятников периода советского конструктивизма. Революционное по своим архитектурным решениям, здание было построено в 1928–1930 годах. Заказчиком проекта выступил Народный комиссариат финансов СССР, а строительство курировал лично нарком Николай Милютин, известный как теоретик-градостроитель, автор книги «Соцгород: Проблема строительства социалистических городов». При его непосредственном участии на крыше здания построили первый в мире пентхаус, где Милютин поселился вместе с семьей.

 Историки архитектуры относят дом Наркомфина к зданиям переходного типа, символизировавшим переход советского человека от традиционного жизненного уклада к новому, обобществленному быту. В этой «машине для жилья», как ее называли сами архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, были спроектированы три типа квартир, именовавшихся «жилыми ячейками». Внизу располагались двухъярусные трехкомнатные квартиры площадью до 60 кв. м с собственной кухней и санузлом (ячейка К) — для традиционного семейного проживания. Выше находились отдельные или сдвоенные двухъярусные квартиры площадью около 30 кв. м (ячейки F и 2F) для одного-двух человек. Для удобства жильцов рядом с основным корпусом был построен коммунальный блок, где располагались прачечная, сушилка, гараж и прочее.

Помимо замены коммуникаций, укрепления наружных стен и кровель, проект реставрации здания-памятника подра­зумевает демонтаж надстроенных этажей и пристроек, которые появились уже после войны. Также планируется восстановить первоначальную планировку квартир и вернуть стенам оригинальные цвета. Для этого архитекторы воссоздали схему покраски квартир по колористическим таблицам Хиннерка Шепера, художника из Баухауса, который отвечал за интерьеры в доме Наркомфина. Бюро «Гинзбург Архитектс» привлекло к работе над реставрацией российских и международных волонтеров; среди них, в частности, американский фотограф Наталья Меликова, которая занимается фотофиксацией всех строительных работ.

В середине апреля Департамент градостроительной политики города Москвы сообщил, что за первый год реставрации строители провели противоаварийные работы, выполнили гидроизоляцию крыши жилого и коммунального корпусов, демонтировали весь самострой, который появился на придомовой территории в 1940–1950-е годы, снесли лишние перегородки и перекрытия, в частности пятый этаж над кровлей коммунального корпуса.

Самым заметным изменением стал демонтаж первого этажа жилого корпуса. По оригинальному проекту архитектора Моисея Гинзбурга тонкие бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом, были открыты. Благодаря этому возникала иллюзия парения в воздухе. Однако после войны пространство между колоннами застроили. Сейчас это место планируется уравнять с грунтом, который за 90 лет поднялся почти на полметра; его расчистят и опустят, благодаря чему корпус здания будет казаться выше. После завершения строительных работ первый этаж благоустроят и превратят в общественное пространство.

Второй этап ремонтно-реставрационных работ, который продлится до конца года, будет включать консервацию оригинальных конструкций, полную замену всех коммуникаций, укрепление несущих стен и восстановление фасадов. После реставрации в жилом корпусе будут квартиры, а на крыше — оборудованы смотровые площадки. Кроме того, Алексей Гинзбург ведет переговоры с инвестором о возможной музеефикации одной из ячеек. «Пока никакой четкой договоренности нет, но мы обсуждаем с руководством „Лиги прав“ возможность открыть там музей дома Наркомфина. На мой взгляд, для этого идеально подходит каморка привратника, расположенная на первом и втором этажах», — рассказал архитектор TANR.

Коммунальному корпусу, где до конца 1930-х годов находилась столовая для жильцов, планируется вернуть историческую функцию — там появится кафе или ресторан. Полностью завершить ремонтно-реставрационные работы, которые оцениваются в 700–800 млн руб., «Лига прав» рассчитывает в 2019 году. После этого 46 квартир в доме будут проданы частным инвесторам. Предварительные продажи были открыты уже в конце апреля.  

Материалы по теме
Просмотры: 2963
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
5
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
6
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru