The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому

В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения

Государственный Эрмитаж обладает обширной и значительной коллекцией предметов турецкого прикладного искусства с территории всей Османской империи, включавшей Балканы, Ближний Восток и Африку. В ходе реконструкции и обновления экспозиции были не только заменены устаревшие витрины, но и изменен сам принцип показа.

«Турция — наш ближайший сосед и традиционный соперник, мы всегда и воевали, и дружили, — сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — А там, где войны и дружба, есть и обмен подарками. И здесь это все представлено!»

Впервые публике показаны некоторые экспонаты, которые долгие годы хранились в фондах. Например, роскошный шкаф, выполненный из дорогих пород дерева и инкрустированный перламутром и рогом. Увидят зрители и расширенную коллекцию турецкого оружия — холодного и огнестрельного. Впервые за почти 70 лет здесь можно увидеть великолепный конский чепрак, выполненный из переплетенных золотых нитей, этот роскошный предмет до сих пор Эрмитаж показывал только один раз — на самой первой послевоенной выставке.

Прежняя экспозиция, представлявшая в целом искусство исламского Ближнего Востока, была закрыта еще в 2010 году. Как рассказал корреспонденту TANR научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, куратор раздела Дмитрий Садофеев, она морально устарела: там использовались старые витрины, еще 1950-х годов, и устаревший принцип организации подачи материала. Сейчас все изменилось. Во-первых, экспонаты выставлены в самых современных витринах, выполненных по последнему слову техники — с климат-контролем и системой безопасности. Во-вторых, если раньше предметы выставляли в простом хронологическом порядке, то теперь в разделе выделены группы экспонатов по странам: халифат, мамлюки, османская Турция. Турецкое средневековое искусство существенно отличается от искусства его ближайших соседей — арабских народов. В первую очередь потому, что оно тесно связано с местными, малоизвестными художественными традициями и возникло сравнительно поздно. 

В отдельном небольшом зале представлены предметы прикладного искусства, созданные на территории Анатолии в эпоху сельджуков. Особое место занимает знаменитая турецкая керамика из Изника, города, расположенного неподалеку от Стамбула. Здесь выставлены вещи начиная с конца XV и до конца XIX века. Наглядно представлен процесс развития промысла: как менялась цветовая гамма — от синего до пурпурного и ярко-красного, как появлялись новые элементы декоративного оформления посуды и изразцов. Отдельное место в этом зале занимает великолепно сохранившийся роскошный камин второй половины XVII века — он попал в коллекцию Эрмитажа в XIX веке в разобранном состоянии и был целиком собран в музейном зале. 

И конечно, в обновленной экспозиции широко представлено искусство ткачества и ковроделия. Главными центрами производства дорогих шелковых тканей были султанские мастерские Стамбула и Бурсы, которая славилась своими драгоценными тканями, особенно бархатами. Османские бархаты и шелка высоко ценились современниками; в России турецкий бархат использовали для облачений церковнослужителей. Древнейшие образцы турецких ковров относятся к XIII веку, но до нас дошли в основном ковры XVI–XVII столетий — их можно увидеть в залах Эрмитажа. Здесь представлены главным образом небольшие молитвенные ковры-намазлыки с изображением михраба, молитвенной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку. 

Как рассказал Дмитрий Садофеев, полное обновление всей экспозиции искусства исламского Востока завершится с окончанием работы над разделом искусства Ирана.

Просмотры: 3126
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
4
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
5
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
6
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
7
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
8
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
9
Герхард Рихтер создал маятник Фуко для церкви в Мюнстере
Инсталляция, подаренная художником муниципалитету, посвящена «маленькой победе науки».
19 июня 2018
10
От Брюсселя до Боготы: где появится очередной Центр Помпиду?
Президент французского музея Серж Лавинь уверенно взял курс на мировую экспансию.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru