The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому

В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения

Государственный Эрмитаж обладает обширной и значительной коллекцией предметов турецкого прикладного искусства с территории всей Османской империи, включавшей Балканы, Ближний Восток и Африку. В ходе реконструкции и обновления экспозиции были не только заменены устаревшие витрины, но и изменен сам принцип показа.

«Турция — наш ближайший сосед и традиционный соперник, мы всегда и воевали, и дружили, — сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — А там, где войны и дружба, есть и обмен подарками. И здесь это все представлено!»

Впервые публике показаны некоторые экспонаты, которые долгие годы хранились в фондах. Например, роскошный шкаф, выполненный из дорогих пород дерева и инкрустированный перламутром и рогом. Увидят зрители и расширенную коллекцию турецкого оружия — холодного и огнестрельного. Впервые за почти 70 лет здесь можно увидеть великолепный конский чепрак, выполненный из переплетенных золотых нитей, этот роскошный предмет до сих пор Эрмитаж показывал только один раз — на самой первой послевоенной выставке.

Прежняя экспозиция, представлявшая в целом искусство исламского Ближнего Востока, была закрыта еще в 2010 году. Как рассказал корреспонденту TANR научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, куратор раздела Дмитрий Садофеев, она морально устарела: там использовались старые витрины, еще 1950-х годов, и устаревший принцип организации подачи материала. Сейчас все изменилось. Во-первых, экспонаты выставлены в самых современных витринах, выполненных по последнему слову техники — с климат-контролем и системой безопасности. Во-вторых, если раньше предметы выставляли в простом хронологическом порядке, то теперь в разделе выделены группы экспонатов по странам: халифат, мамлюки, османская Турция. Турецкое средневековое искусство существенно отличается от искусства его ближайших соседей — арабских народов. В первую очередь потому, что оно тесно связано с местными, малоизвестными художественными традициями и возникло сравнительно поздно. 

В отдельном небольшом зале представлены предметы прикладного искусства, созданные на территории Анатолии в эпоху сельджуков. Особое место занимает знаменитая турецкая керамика из Изника, города, расположенного неподалеку от Стамбула. Здесь выставлены вещи начиная с конца XV и до конца XIX века. Наглядно представлен процесс развития промысла: как менялась цветовая гамма — от синего до пурпурного и ярко-красного, как появлялись новые элементы декоративного оформления посуды и изразцов. Отдельное место в этом зале занимает великолепно сохранившийся роскошный камин второй половины XVII века — он попал в коллекцию Эрмитажа в XIX веке в разобранном состоянии и был целиком собран в музейном зале. 

И конечно, в обновленной экспозиции широко представлено искусство ткачества и ковроделия. Главными центрами производства дорогих шелковых тканей были султанские мастерские Стамбула и Бурсы, которая славилась своими драгоценными тканями, особенно бархатами. Османские бархаты и шелка высоко ценились современниками; в России турецкий бархат использовали для облачений церковнослужителей. Древнейшие образцы турецких ковров относятся к XIII веку, но до нас дошли в основном ковры XVI–XVII столетий — их можно увидеть в залах Эрмитажа. Здесь представлены главным образом небольшие молитвенные ковры-намазлыки с изображением михраба, молитвенной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку. 

Как рассказал Дмитрий Садофеев, полное обновление всей экспозиции искусства исламского Востока завершится с окончанием работы над разделом искусства Ирана.

Просмотры: 3988
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru