The Art Newspaper Russia
Поиск

Очередь в музей: показатель успеха или организационный провал?

Эксперты музейного проектирования рассказывают о главных принципах эффективного управления потоками зрителей

«Место для формирования очереди» необходимо любому успешному музею, такому, например, как «Гараж». Фото: МСИ «Гараж»

«Место для формирования очереди» необходимо любому успешному музею, такому, например, как «Гараж». Фото: МСИ «Гараж»

Вместе с рекордами посещаемости музеям грозят и неприятности. Все помнят выбитую публикой входную дверь на выставку Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее или спекулянтов билетами на Айвазовского там же. Возможно ли музею, который готовит выставку с предсказуемо высокой посещаемостью, обходиться без очередей вовсе? Как изменить порядок, при котором после очереди на входе посетители выстраиваются в новые колонны: на осмотр сумок, в гардероб, перед самой знаменитой картиной?

В зависимости от того, старое ли здание или недавно построенное, организационно-управленческие подходы отличаются. Пол Алезраа, директор консалтинговой компании Avesta Group, которая работала над музейным проектированием Тейт Модерн, Лувра — Абу-Даби, Музея на набережной Бранли, а также над проектом Музея русского импрессионизма и планом музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина, говорит следующее: «Большинство музеев в России находятся в исторических зданиях, чаще всего памятниках архитектуры, что накладывает ограничения на их адаптацию под современные требования. У них небольшие двери и маленькие вестибюли, управлять потоком людей в этом случае сложнее. Единственное решение — организовать покупку билетов снаружи здания. И нельзя забывать о главном правиле — знать аудиторию в лицо. Важно понимать, как лучше всего организовывать каждую из зрительских категорий: семью, школьные и экскурсионные группы, посетителей с ограниченными возможностями». Координатор по работе с аудиторией музея современного искусства «Гараж» Егор Санин согласен с коллегой: «Множественная и четкая навигация с разделением на потоки лучше всего помогает решить проблему очередей. Но, на мой взгляд, сегодня еще важно стимулировать посещение выставок в будние дни. Для этого мы проводим немалую часть мероприятий — от лекций до концертов программы Mosaic Music — по будням».

Эксперты сходятся в том, что быстро устранить толчею не получится. Чтобы, к примеру, решить проблему «бутылочного горлышка» (узкой входной зоны), нужно реорганизовывать все элементы музейного пространства. Однако нередко сначала строится здание, а потом туда помещается музей, соответственно, анализировать движение посетителей принимаются не в первую очередь. «Слишком часто музеи расслабляются, когда нанимают для строительства архитекторов с громким именем. В реальности архитектор хорош ровно настолько, насколько хороша предоставленная ему информация. Нельзя приступать к техническому заданию, пока нет четкого музейного планирования и расчета посещаемости», — отмечает Пол Алезраа. Анна Трапкова, заместитель гендиректора по проектам реконструкции и развития Музея современного искусства «Гараж», напоминает: «В техническом задании на проектирование обязательно значится „место для формирования очереди“. Получается, что современный музей априори должен быть готов к наплыву посетителей, иметь просторное лобби, грамотную навигацию на разных языках, достаточное количество лестниц и лифтов, ясную пространственную организацию».

Основные рекомендации по устройству удобной инфраструктуры основываются на том, что доступная посетителям площадь должна составлять не менее 60% от общей площади музея (остальные 40% — фонды, служебные помещения, кабинеты). Из этих 60% не менее 20% должны относиться к зонам без предъявления экспозиции: кафе, рекреации, лобби и так далее. 

Еще один ключ к успеху — исследование сценария движения посетителей по экспозиции с просчетом потенциальных мест задержки, чтобы исключить скопления людей. Это достигается множеством способов: использованием в отдельных зонах мультимедийного контента, сценарными приемами, когда объект выделяется светом, анализом видеосъемки выставок, показывающей, у каких работ зрители останавливаются чаще всего, введением поминутных сеансов для разных залов.
Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH, один из авторов проекта нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, тем не менее считает, что очередь — это признак популярности. «Если очередь есть, значит проект востребован. Чтобы даже в этом случае всем было комфортно, во входной зоне музея должно быть достаточно места, свободного от касс и гардероба, чтобы очереди не препятствовали основному потоку посетителей», — поясняет он. С ним согласен Егор Санин: «На мой взгляд, комфортное ожидание в очереди составляет полчаса, однако я не раз стоял в очередях в музеи гораздо дольше». 

И все же у очереди в музей есть особая аура. «Вы знаете, пусть из-за толпы впечатление от музея может быть смазано, — говорит Алезраа, — но есть какое-то странное романтическое чувство, когда стоишь в очереди, в толпе, в томлении перед встречей с искусством». 

Материалы по теме
Просмотры: 3446
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
В Новой Третьяковке охватят все грани таланта Михаила Ларионова
С 1920­-х годов было принято выставлять Ларионова и его супругу и соратницу Наталию Гончарову вместе. Нынешняя выставка — попытка компенсировать годы отсутствия персонального внимания к одному из пионеров русского авангарда.
17 сентября 2018
3
Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее
Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников.
18 сентября 2018
4
Гордо реет знамя супрематизма
В текущем году супрематизм и его основатель захватили выставочные залы и аукционы. Проект Малевича со товарищи продолжается, теперь уже в экспортном исполнении, как это и задумывалось изначально. Об этом колонка Ильдара Галеева для TANR.
14 сентября 2018
5
Оскар Рабин: «Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле»
На The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL состоится московская премьера ленты «Оскар» и встреча с ее режиссерами Евгением Цымбалом и Александром Смолянским. Накануне показа фильма мы поговорили с великим нонконформистом в его парижской мастерской.
17 сентября 2018
6
Первый филиал Музея Виктории и Альберта открылся в шотландском Данди
Амбициозный культурный проект обошелся государственному бюджету в £80 млн. Основатели первого в Шотландии музея дизайна рассчитывают на «эффект Бильбао» — для проектирования эффектного здания пригласили японского архитектора Кэнго Куму.
17 сентября 2018
7
Яна Фабра обвинили в домогательствах
Cотрудники и стажеры театральной компании Яна Фабра Troubleyn присоединились к кампании против сексуальных домогательств #MeToo.
14 сентября 2018
8
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
9
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
10
Петра Павленского освободили из парижской тюрьмы
Российский художник будет находиться под судебным контролем и подпиской о невыезде до следующего суда. Он обвиняется в поджоге двери Банка Франции на площади Бастилии в Париже.
14 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru