The Art Newspaper Russia
Поиск

Очередь в музей: показатель успеха или организационный провал?

Эксперты музейного проектирования рассказывают о главных принципах эффективного управления потоками зрителей

«Место для формирования очереди» необходимо любому успешному музею, такому, например, как «Гараж». Фото: МСИ «Гараж»

«Место для формирования очереди» необходимо любому успешному музею, такому, например, как «Гараж». Фото: МСИ «Гараж»

Вместе с рекордами посещаемости музеям грозят и неприятности. Все помнят выбитую публикой входную дверь на выставку Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее или спекулянтов билетами на Айвазовского там же. Возможно ли музею, который готовит выставку с предсказуемо высокой посещаемостью, обходиться без очередей вовсе? Как изменить порядок, при котором после очереди на входе посетители выстраиваются в новые колонны: на осмотр сумок, в гардероб, перед самой знаменитой картиной?

В зависимости от того, старое ли здание или недавно построенное, организационно-управленческие подходы отличаются. Пол Алезраа, директор консалтинговой компании Avesta Group, которая работала над музейным проектированием Тейт Модерн, Лувра — Абу-Даби, Музея на набережной Бранли, а также над проектом Музея русского импрессионизма и планом музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина, говорит следующее: «Большинство музеев в России находятся в исторических зданиях, чаще всего памятниках архитектуры, что накладывает ограничения на их адаптацию под современные требования. У них небольшие двери и маленькие вестибюли, управлять потоком людей в этом случае сложнее. Единственное решение — организовать покупку билетов снаружи здания. И нельзя забывать о главном правиле — знать аудиторию в лицо. Важно понимать, как лучше всего организовывать каждую из зрительских категорий: семью, школьные и экскурсионные группы, посетителей с ограниченными возможностями». Координатор по работе с аудиторией музея современного искусства «Гараж» Егор Санин согласен с коллегой: «Множественная и четкая навигация с разделением на потоки лучше всего помогает решить проблему очередей. Но, на мой взгляд, сегодня еще важно стимулировать посещение выставок в будние дни. Для этого мы проводим немалую часть мероприятий — от лекций до концертов программы Mosaic Music — по будням».

Эксперты сходятся в том, что быстро устранить толчею не получится. Чтобы, к примеру, решить проблему «бутылочного горлышка» (узкой входной зоны), нужно реорганизовывать все элементы музейного пространства. Однако нередко сначала строится здание, а потом туда помещается музей, соответственно, анализировать движение посетителей принимаются не в первую очередь. «Слишком часто музеи расслабляются, когда нанимают для строительства архитекторов с громким именем. В реальности архитектор хорош ровно настолько, насколько хороша предоставленная ему информация. Нельзя приступать к техническому заданию, пока нет четкого музейного планирования и расчета посещаемости», — отмечает Пол Алезраа. Анна Трапкова, заместитель гендиректора по проектам реконструкции и развития Музея современного искусства «Гараж», напоминает: «В техническом задании на проектирование обязательно значится „место для формирования очереди“. Получается, что современный музей априори должен быть готов к наплыву посетителей, иметь просторное лобби, грамотную навигацию на разных языках, достаточное количество лестниц и лифтов, ясную пространственную организацию».

Основные рекомендации по устройству удобной инфраструктуры основываются на том, что доступная посетителям площадь должна составлять не менее 60% от общей площади музея (остальные 40% — фонды, служебные помещения, кабинеты). Из этих 60% не менее 20% должны относиться к зонам без предъявления экспозиции: кафе, рекреации, лобби и так далее. 

Еще один ключ к успеху — исследование сценария движения посетителей по экспозиции с просчетом потенциальных мест задержки, чтобы исключить скопления людей. Это достигается множеством способов: использованием в отдельных зонах мультимедийного контента, сценарными приемами, когда объект выделяется светом, анализом видеосъемки выставок, показывающей, у каких работ зрители останавливаются чаще всего, введением поминутных сеансов для разных залов.
Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH, один из авторов проекта нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, тем не менее считает, что очередь — это признак популярности. «Если очередь есть, значит проект востребован. Чтобы даже в этом случае всем было комфортно, во входной зоне музея должно быть достаточно места, свободного от касс и гардероба, чтобы очереди не препятствовали основному потоку посетителей», — поясняет он. С ним согласен Егор Санин: «На мой взгляд, комфортное ожидание в очереди составляет полчаса, однако я не раз стоял в очередях в музеи гораздо дольше». 

И все же у очереди в музей есть особая аура. «Вы знаете, пусть из-за толпы впечатление от музея может быть смазано, — говорит Алезраа, — но есть какое-то странное романтическое чувство, когда стоишь в очереди, в толпе, в томлении перед встречей с искусством». 

Материалы по теме
Просмотры: 4939
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
7
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru