The Art Newspaper Russia
Поиск

В Москве наконец отреставрируют Северный речной вокзал

Единая концепция включает обновление причальной территории, благоустройство прилегающего парка и реставрацию самого здания — памятника культурного наследия. Именно постройка в стиле сталинский ампир станет ключевой в обновленном ансамбле

Порт пяти морей

Северный речной вокзал, один из двух столичных портов, был построен одновременно с каналом имени Москвы (Москва — Волга), амбициозным проектом 1930-х годов. В отличие от Южного вокзала, Северный стал фактически речными воротами столицы: именно отсюда суда могли через Волгу и Дон добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

«Уникальность здания прежде всего в том, что это наглядная иллюстрация так называемого освоения классического наследия, или соцреализма в архитектуре, — рассказывает архитектор, специалист по советской архитектуре 1930–1950-х годов Борис Кондаков. — Сооружение сдавалось летом 1937-го, в это же время проходил Первый съезд советских архитекторов, на котором было объявлено о полной победе над формализмом. Тем не менее здание несет в себе черты архитектуры авангарда, и прежде всего рационализма». 

Вокзал напоминает огромный пароход: три яруса открытых веранд символизируют палубы, центральная башня с высоким шпилем — трубу. Фасады, смотрящие на набережную и парк, решены по-разному: к реке ведет широкая гранитная лестница, в парк смотрит центральный трехарочный вход. «Вокзал встроен в рельеф и стягивает на себя пространство, — продолжает Кондаков. — Это в полной мере можно почувствовать, если попасть внутрь, пройдя череду анфилад. Объем прозрачен, у него нет ни одного сплошного фасада, все здание опоясано галереями».

В ту пору Северный речной вокзал стал одним из символов новой Москвы. «Канал можно ставить в один ряд с ансамблем московского метро первых двух очередей, оба строились во вторую пятилетку, — отмечает Кондаков. — В этих транспортных ансамблях очень хорошо отразился дух времени: поэтика транспорта, текучие линии ар-деко, применение дорогих материалов для создания ощущения роскоши. Как и в метро, по мере строительства канала возрастала степень декоративизма. Северный речной вокзал — это своеобразная станция „Маяковская“. Несмотря на плачевное состояние, здание сохранило высокую степень аутентичности, большинство элементов удалось сохранить».

В 1990–2000-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам и началу запустения, хотя статус памятника архитектуры ему был присвоен еще в 1987 году. В 2010-м здание закрыли по причине аварийного состояния. Отваливающиеся куски фасада, ободранные колонны, протекающая крыша, деревья и кусты на балконах — только малая, видимая часть разрушений. В 2016-м вокзал наконец был передан из федеральной собственности на баланс столицы, и появилась надежда на реставрацию.

По прежнему образцу

Сейчас здание передано в ведение ГУП «Мосгортранс» для реставрации и восстановления его основной функции — обслуживания пассажиров речного транспорта. Как рассказал представитель филиала ГУП «Мосгортранс» Сергей Галкин, вокзал подготовлен к проведению работ: он закрыт и охраняется, в помещении наведен порядок, работает отопление. «За 80 лет использования ремонта в здании не проводилось. Длительный срок эксплуатации и факторы природного характера привели к тому, что отдельные элементы находятся в аварийном состоянии. Инженерные сети требуют полной замены, — поясняет Галкин. — Все это будет выполнено в процессе реставрации. Научно-проектная документация сейчас готовится к прохождению государственной экспертизы». В прошлом году Департамент культурного наследия города Москвы утвердил охранное обязательство, которое отразилось и на проекте реставрации. По словам руководителя департамента Алексея Емельянова, Мосгорнаследие этот проект согласовало. Планируется, что реставрация начнется уже в этом году. На первом ее этапе будут преобладать именно противоаварийные работы. 

Изначально здание имело несколько особенных элементов, которые теперь решено восстановить. Шпиль был снабжен телескопическим механизмом, который поднимал и опускал звезду, венчающую строение. Выполненная из стали и позолоченной меди и украшенная самоцветами, она была снята со Спасской башни в 1937 году, когда ее заменили на рубиновую. Сейчас многие камни утеряны, механизм не работает. Часы на башне тоже непростые, их доставили с колокольни Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х (куранты датируют XVIII веком). 

Еще упомянем майоликовые тондо на фасадах, созданные Натальей Данько. Выполненные вручную полутораметровые панно отражали главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Северного полюса и сооружение гидроэлектростанций, появление новых моделей паровозов и дирижаблей. Майолики частично повреждены. «Основная задача реставрации — максимально сохранить и оставить на местах то подлинное, что есть: настенные росписи, светильники, архитектурный декор, — говорит Сергей Галкин. — Утраченные элементы будут   изготовлены заново из тех же материалов (допустим, из природного камня, привезенного из тех же мест, что и в 1930-е). Более поздние элементы будут заменены аналогами первоначальных. Сохранились документы, чертежи, рисунки, фотографии 1930-х годов, по которым можно полностью воссоздать первоначальный облик здания». 

Естественный навигационный период на Москва-реке традиционно длится с конца апреля до начала ноября, и зимой вокзал работал ограниченно. Теперь он будет открыт круглый год как туристический и культурный объект; его включат в структуру городских экскурсионных маршрутов. Проект предусматривает размещение экспозиции об истории создания канала имени Москвы и Северного речного вокзала. 

Сейчас разрабатывается единая концепция благоустройства и развития причальной территории, привокзальной площади, парка. Пока причальная территория принадлежит каналу имени Москвы, парк — музейно-парковому комплексу «Северное Тушино». Единая концепция поможет привести все к общему образу и стилистике. Главным же объектом останется здание вокзала. Реставрацию начнут уже во втором квартале этого года, окончание работ запланировано на 2020 год.  

Материалы по теме
Просмотры: 2365
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
6
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
10
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru