The Art Newspaper Russia
Поиск

«Родину-мать» приведут в порядок к чемпионату мира по футболу

В Волгограде началась реставрация самого большого в стране бетонного монумента

Реставрации монумент требовал давно. Предыдущая прошла в 1986-м, а в 2013-м известный скульптор и реставратор Вадим Церковников, которому мы обязаны возрождением другого советского символа — «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, рассказывал, как с 2011 года он обращался с требованием немедленно начать работы на памятнике сперва к тогдашнему министру культуры РФ Александру Авдееву, потом к Владимиру Мединскому — и ни у кого не нашел понимания.

Почему ситуация изменилась, понятно. Летом 2018-го в России пройдет чемпионат мира по футболу, и некоторые матчи состоятся в Волгограде. К этому времени должен быть не только реконструирован центральный стадион города, но и приведен в порядок главный его символ, до которого от стадиона полчаса пешком. Такая близость, кстати, не слишком полезна для памятника: шум, громкая музыка, вибрации. А статуя между тем никак не укреплена, стоит под собственной тяжестью. И уже много лет специалисты, наблюдающие за ней, констатируют крен.

Опасность падения отрицает руководитель реставрационного проекта компании «Главзарубежстрой» Сергей Сирота: «270 мм — максимально допустимый крен (в самой высокой точке. — TANR), сейчас отклонение — 210 мм, и это значение держится многие годы. Наши специалисты будут этот параметр перепроверять и делать новые замеры. Пока памятник стоит, и тенденции к увеличению крена нет».

Сергей Сирота не считает, что есть фатальные для памятника проблемы, но бетон, по его словам, нуждается в ремонте, «с которым затягивать нельзя, потому что появились множественные дефекты, и с каждым годом их все больше». «Основные дефекты — трещины, выбоины, раковины, места непровибрированного бетона (фрагменты, которые при строительстве были не полностью заполнены бетоном), и арматура там оказалась оголена, — объясняет он. — Оголенный металл подвергается коррозии и теряет несущую способность. Мы эту арматуру восстанавливаем, обрабатываем, в бетоне заделываем трещины по специальной технологии — методом инвектирования».

Помимо этих операций, надо провести противоаварийные мероприятия в местах, где бетон начал выпадать, — делают это в первую очередь ради безопасности посетителей. Статуя будет заново покрыта составами, предохраняющими бетон от осадков. Более основательная реставрация начнется после окончания чемпионата и должна быть завершена к концу 2018 года.

Внутри монумента уже сейчас проводят серьезные работы — меняют все 99 стальных канатов, удерживающих конструкцию. Менять 33-метровый стальной меч, вопреки ожиданиям, не будут. Собеседник TANR подтвердил, что «по нему дефектов нет». 

На реставрацию государство обещает потратить 2 млрд руб. Очевидно, что речь идет обо всем комплексе Мамаева кургана. На нынешний, строительный, этап реставрации «Родины-матери» в июле было выделено 60 млн руб.; учитывая масштабы работ, это очень скромная цифра. Государство вынужденно экономит — так же, как экономило при сооружении памятника, который был выполнен из бетона именно в связи с нехваткой средств.

Монумент должны были открыть в 1965 году к 30-летию Победы, но успели только к 50-летию Октября — в 1967-м. Сооружали его восемь лет и, разумеется, достраивали в авральном режиме (глагол «строить» здесь вполне уместен: монумент состоит из ячеек, как дом из квартир, толщина стенок — 25–30 см). Некачественные местами соединения слоев бетона тоже результат спешки. Бетономешалок не было, грузовики шли от бетонного завода до кургана, не останавливаясь на светофорах: надо было успеть положить бетон за час, пока старый не высох. Если он высыхал, на переделку не оставалось времени. Есть и другие последствия спешки. В частности, на втором этапе реставрации будет реконструирована дренажная система. Сегодня она частично забилась, и фундамент подтопляется водой.

Огромная проблема — сам фундамент. Николай Никитин, выдающийся инженер, рассчитал фундамент для памятника другого размера. Но Никита Хрущев потребовал сделать монумент выше 46-метровой (если говорить о фигуре) статуи Свободы в Нью-Йорке. И Вучетич подчинился.

В «Родине-матери» в итоге стало 52 м, а вместе с постаментом — 85 м. Долгое время она была самой высокой в мире. Ее и сегодня сравнивают со статуей Свободы, которая хоть и старше, но лучше сохранилась, поскольку покрыта медью — русского, кстати, происхождения. Сравнивают «Родину-мать» и с 30-метровой бетонной статуей Христа в Рио-де-Жанейро. Но в Рио всегда тепло. В Волгограде же термометр иногда переходит нулевую отметку по десять раз на дню, бетон постоянно сжимается и расширяется, отсюда и трещины, которые стали возникать еще при строительстве. Увеличенную статую пришлось ставить на фундамент, рассчитанный для прежнего варианта. Для стойкости насыпали 14 м грунта, под которым скрылись могилы (Мамаев курган представлял собой сплошное кладбище, на его террасах захоронены останки 34,5 тыс. солдат, которые, таким образом, оказались дважды погребены). 

Просмотры: 1242
Популярные материалы
1
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
2
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
3
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
4
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
5
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
6
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
7
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
8
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru