18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Родину-мать» приведут в порядок к чемпионату мира по футболу

№58
Материал из газеты

В Волгограде началась реставрация самого большого в стране бетонного монумента

Реставрации монумент требовал давно. Предыдущая прошла в 1986-м, а в 2013-м известный скульптор и реставратор Вадим Церковников, которому мы обязаны возрождением другого советского символа — «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, рассказывал, как с 2011 года он обращался с требованием немедленно начать работы на памятнике сперва к тогдашнему министру культуры РФ Александру Авдееву, потом к Владимиру Мединскому — и ни у кого не нашел понимания.

Почему ситуация изменилась, понятно. Летом 2018-го в России пройдет чемпионат мира по футболу, и некоторые матчи состоятся в Волгограде. К этому времени должен быть не только реконструирован центральный стадион города, но и приведен в порядок главный его символ, до которого от стадиона полчаса пешком. Такая близость, кстати, не слишком полезна для памятника: шум, громкая музыка, вибрации. А статуя между тем никак не укреплена, стоит под собственной тяжестью. И уже много лет специалисты, наблюдающие за ней, констатируют крен.

Опасность падения отрицает руководитель реставрационного проекта компании «Главзарубежстрой» Сергей Сирота: «270 мм — максимально допустимый крен (в самой высокой точке. — TANR), сейчас отклонение — 210 мм, и это значение держится многие годы. Наши специалисты будут этот параметр перепроверять и делать новые замеры. Пока памятник стоит, и тенденции к увеличению крена нет».

Сергей Сирота не считает, что есть фатальные для памятника проблемы, но бетон, по его словам, нуждается в ремонте, «с которым затягивать нельзя, потому что появились множественные дефекты, и с каждым годом их все больше». «Основные дефекты — трещины, выбоины, раковины, места непровибрированного бетона (фрагменты, которые при строительстве были не полностью заполнены бетоном), и арматура там оказалась оголена, — объясняет он. — Оголенный металл подвергается коррозии и теряет несущую способность. Мы эту арматуру восстанавливаем, обрабатываем, в бетоне заделываем трещины по специальной технологии — методом инвектирования».

Помимо этих операций, надо провести противоаварийные мероприятия в местах, где бетон начал выпадать, — делают это в первую очередь ради безопасности посетителей. Статуя будет заново покрыта составами, предохраняющими бетон от осадков. Более основательная реставрация начнется после окончания чемпионата и должна быть завершена к концу 2018 года.

Внутри монумента уже сейчас проводят серьезные работы — меняют все 99 стальных канатов, удерживающих конструкцию. Менять 33-метровый стальной меч, вопреки ожиданиям, не будут. Собеседник TANR подтвердил, что «по нему дефектов нет». 

На реставрацию государство обещает потратить 2 млрд руб. Очевидно, что речь идет обо всем комплексе Мамаева кургана. На нынешний, строительный, этап реставрации «Родины-матери» в июле было выделено 60 млн руб.; учитывая масштабы работ, это очень скромная цифра. Государство вынужденно экономит — так же, как экономило при сооружении памятника, который был выполнен из бетона именно в связи с нехваткой средств.

Монумент должны были открыть в 1965 году к 30-летию Победы, но успели только к 50-летию Октября — в 1967-м. Сооружали его восемь лет и, разумеется, достраивали в авральном режиме (глагол «строить» здесь вполне уместен: монумент состоит из ячеек, как дом из квартир, толщина стенок — 25–30 см). Некачественные местами соединения слоев бетона тоже результат спешки. Бетономешалок не было, грузовики шли от бетонного завода до кургана, не останавливаясь на светофорах: надо было успеть положить бетон за час, пока старый не высох. Если он высыхал, на переделку не оставалось времени. Есть и другие последствия спешки. В частности, на втором этапе реставрации будет реконструирована дренажная система. Сегодня она частично забилась, и фундамент подтопляется водой.

Огромная проблема — сам фундамент. Николай Никитин, выдающийся инженер, рассчитал фундамент для памятника другого размера. Но Никита Хрущев потребовал сделать монумент выше 46-метровой (если говорить о фигуре) статуи Свободы в Нью-Йорке. И Вучетич подчинился.

В «Родине-матери» в итоге стало 52 м, а вместе с постаментом — 85 м. Долгое время она была самой высокой в мире. Ее и сегодня сравнивают со статуей Свободы, которая хоть и старше, но лучше сохранилась, поскольку покрыта медью — русского, кстати, происхождения. Сравнивают «Родину-мать» и с 30-метровой бетонной статуей Христа в Рио-де-Жанейро. Но в Рио всегда тепло. В Волгограде же термометр иногда переходит нулевую отметку по десять раз на дню, бетон постоянно сжимается и расширяется, отсюда и трещины, которые стали возникать еще при строительстве. Увеличенную статую пришлось ставить на фундамент, рассчитанный для прежнего варианта. Для стойкости насыпали 14 м грунта, под которым скрылись могилы (Мамаев курган представлял собой сплошное кладбище, на его террасах захоронены останки 34,5 тыс. солдат, которые, таким образом, оказались дважды погребены). 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+