The Art Newspaper Russia
Поиск

Пикассо превратился в международный арт-бренд

Знаменитый каталонец остается при этом величайшим художником нашего времени, а его работы сохраняют невероятное обаяние

Верный признак того, что художник прочно вошел в общественное сознание, — политический шарж. Кристиан Адамс, карикатурист Evening Standard, подтвердил, что мы по-прежнему живем в эпоху Пикассо. Он взял за основу «Сон», одну из самых известных картин художника — она воспроизведена на афише Тейт Модерн к проходящей там выставке «Пикассо-1932. Любовь, слава, трагедия». В роли героини, возлюбленной Пикасо Мари-Терез Вальтер, карикатурист изобразил премьер-министра Великобритании Терезу Мэй.

Сон — это образ вожделения. Джон Ричардсон, автор биографии художника, пишет: «То, что Пикассо изобразил модель таким образом, что ее большие и указательные пальцы, сплетаясь, напоминают влагалище, а половина лба превращается в фаллический символ, подтверждает, что секс у нее и в голове, и между ног». Всего-то заменив личико Вальтер суровыми чертами Мэй и немного подправив фон справа от героини, где теперь явно читается слово “Brexit”, Адамс превратил эротические грезы Пикассо в политический кошмар.

Рассуждая об этой картине, куратор Ахим Борхардт-Хьюм говорил о том, как Пикассо стремился преодолеть пропасть между собой и своим изображением: «На этом этапе он хотел стать женщиной». Маловероятно, что художник-карикатурист или кто-то другой сейчас хотел бы оказаться на месте Терезы Мэй: рейтинг политика составляет всего 35%, а ее Консервативная партия воюет сама с собой. 

В контексте Brexit фаллический образ на полотне Пикассо приобретает совершенно новое значение. «У них что, член вместо головы?» — фраза, которую многие британцы бросают сторонникам партии Мэй и лейбористской оппозиции. Ведь те спят и видят, как бы вывести Великобританию из ЕС, несмотря на предупреждения правительства об экономическом обнищании, снижении уровня культуры и международного признания.

Недавние новости о Пикассо говорят о выдающемся статусе его произведений. Так, арт-дилер Мэтью Грин, по утверждению прокуроров Министерства юстиции США, оказался замешанным в отмывание денег с участием работ художника. Картины Пикассо также фигурируют среди конфискованного имущества у предпринимателя Мартина Шкрели.

Пикассо продолжает попадать в заголовки средств массовой информации: некий покупатель приобрел больше десяти его картин на лондонских торгах в марте, включая женский портрет 1937 года, проданный за £49,8 млн — рекордная сумма за произведение искусства, выплаченная в британской валюте.

Имя Вальтер было включено в название лота, чего сам Пикассо никогда бы не сделал (первым в таинственной блондинке, которая захватила картины художника 1930-х годов, ее узнал Роланд Пенроуз лишь в 1958 году). При этом профиль женщины явно напоминает Дору Маар, еще одну любовницу Пикассо в то время, — картина, как отмечают эксперты Sotheby’s в каталоге, стала собирательным образом.

Упоминание Вальтер становится отличным маркетинговым ходом, когда в одном из самых популярных в мире музеев современного искусства открывается целая выставка таких вот Мари-Терез. 

Гарри Смит, купивший 12 работ Пикассо в Лондоне для анонимного клиента, недавно сказал, что художник «превратился, возможно, в самый узнаваемый международный бренд на арт-рынке». Из чего мы можем вывести — конечно, не без доли скепсиса, — что в таком случае портреты Вальтер — популярная капсульная коллекция «марки».

А еще, конечно, обнадеживает, что «Пикассо-1932» оказалась превосходной выставкой: восхитительная работа кураторов, отлично продуманная и составленная экспозиция. Год Пикассо проходит перед нами день за днем, месяц за месяцем: от безусловных шедевров, написанных в январе и марте, через экспрессивные впечатления художника от увиденного в сентябре Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда к темным работам конца 1932-го. Вот, что может произойти, когда два великих музея — Музей Пикассо и Тейт — поработали вместе на славу. Больше, чем когда-либо, нам сегодня нужны такие образцовые выставки. 

И снова о «Сне». В биографии, посвященной Пикассо, Ричардсон сокрушался, что «рекордные цены, которых его работы достигли в 1997 и 2006 годах, и слава среди туристов, сопоставимая с казино Лас-Вегаса, так замарали эту картину, что стало трудно судить о ее художественной ценности». Рад сообщить, что в данном случае критик не прав. В Тейт Модерн, окруженная множеством других шедевров, она сохраняет свое невероятное обаяние, присущее лишь образцам великого искусства. 

Материалы по теме
Просмотры: 2328
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
7
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
8
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
9
Второе открытие Африки
Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента.
10 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru