18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двуединство Исаакия

№62
Материал из газеты

Ровно 200 лет назад началось строительство Исаакиевского собора, крупнейшей православной церкви в Петербурге и на всем Северо-Западе, которая, без сомнения, представляет собой еще и огромную музейную ценность

Еще недавно вокруг Исаакиевского собора бушевали страсти, петербуржцы выходили на митинги за сохранение его музейного статуса. Сейчас буря по поводу возможной передачи храма в ведение Русской православной церкви стихла. Хотя всего год назад, в марте 2017-го, музейная экспозиция оказалась перед лицом реальной угрозы: руководство города предупредило сотрудников музея «Исаакиевский собор», чтобы они готовились к переезду вместе со всеми экспонатами в некие временные помещения. К счастью, кризис тогда удалось урегулировать, и сейчас музей спокойно планирует работу, ценная коллекция остается на своем месте.

Сундук с сокровищами

Интерьер Исаакиевского собора: разно­цветный мрамор, позолота, мозаики, живопись — производит впечатление гигантского сундука, набитого сокровищами. Что, безусловно, справедливо. Вот только большая часть этих сокровищ не входит в Музейный фонд РФ! Они являются неотъемлемой частью памятника, а в фонде числятся только движимые предметы. Сейчас, например, в экспозиционном зале Исаакиевского собора находится лишь 62 предмета из учтенных в Музейном фонде.

Даже знаменитый алтарный витраж «Воскресший Христос», выполненный по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, один из крупнейших витражей в Европе (28,5 кв. м), не учтен в этом фонде. Если ему требуется реставрация, ею занимается реставрационный совет музея «Исаакиевский собор» и его специалисты. Впрочем, это не умаляет художественной и исторической ценности предметов внешнего и внутреннего убранства собора. Тем более что за их сохранность и состояние тоже отвечает музей. По словам его главного хранителя Мансура Доминова, сотрудники строго следят за соблюдением всех условий пользования. «У нас жесткий подход к церкви, мы заставляем ее считаться с нашими охранными требованиями», — рассказал главный хранитель.

История музея начинается с 1928 года. В 1931-м в соборе установили самый большой в мире маятник Фуко. В 1937 году собор получил статус памятника, музей стал историко-художественным, но маятник из него убрали лишь в начале перестройки, теперь он тоже музейный экспонат. В 1969 году Минкульт РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность и учитывая уникальность музея «Исаакиевский собор», выделил его в самостоятельное учреждение. С 1990 года в храме возобновились богослужения.

Оригиналы из запасника

Всего в основном и вспомогательном фондах Исаакия состоит на учете 26 462 единицы: декоративно-прикладное искусство, живопись, иконы, графика, нумизматика, документы, негативы, фотографии. 

Предмет особой гордости музея — собрание живописи и графики. Здесь находится значительная часть живописного наследия Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа. Он был придворным портретистом семьи императора Николая I, именно ему было поручено оформление главного иконостаса Исаакия. Вначале предполагалось, что Нефф создаст всю живопись в соборе, но судьба распорядилась иначе — над росписями трудились Карл Брюллов, Федор Бруни, Карл Штейбен и многие другие выдающиеся живописцы своего времени. Неффу в конечном итоге достался первый ряд иконостаса, часть росписи пилонов и алтаря.

Для первого ряда Нефф написал свои уникальные иконы — это гигантские полотна площадью почти 10 кв. м каждое, их высота около 5 м. Иконы выполнены на холсте, натянутом на паркетированный щит. Фон, на котором изображены фигуры святых, создан из кварцевого песка с последующим золочением. Таких икон всего пять, подобных им в стране больше нет. Вскоре после написания они были переведены в мозаику, а живописные оригиналы отправились в хранилище. И до сих пор никто из посетителей их не видел. Совсем недавно живописные иконы Неффа демонстрировались на выставке, посвященной 200-летию начала строительства собора, а после окончания реставрационных работ они займут место в храме как постоянные предметы экспозиции.

Сделано инженерами

Особую часть музейной коллекции Исаакия составляют предметы, относящиеся к истории создания собора, в частности уникальное собрание графики. Этих произведений не так уж много, всего около 600, но многие из них специалисты считают чрезвычайно ценными. Почти сотня из этих графических листов — инженерные чертежи, сделанные в разные годы, из них 68 выполнены лично архитектором собора Огюстом Монферраном и его помощниками. На чертежах сохранились пометки современников на русском, французском и итальянском языках.

Часть экспонатов из музейной коллекции напрямую связана с именем выдающегося российского инженера, архитектора, строителя и организатора транспортной системы Российской империи, испанца по происхождению Августина де Бетанкура. Именно он порекомендовал Александру I обратить внимание на проект Монферрана. Также Бетанкур придумал и разработал особые строительные леса, с помощью которых были установлены все гранитные колонны вокруг будущего собора — строительство начиналось с них, после чего уже приступили к возведению стен. Макет этих лесов, выполненный еще в 20-е годы XIX века, можно увидеть в экспозиции Исаакиевского музея. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+