The Art Newspaper Russia
Поиск

С чего начинался Исаакиевский собор

Посетители выставки «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», открытой в Российском этнографическом музее, смогут увидеть, как первоначально выглядели иконы этого храма

Исаакиевский собор, возведенный в центре столицы Российской империи в первой половине XIX века, стал крупнейшим православным храмом в Петербурге. В последние десятилетия он вошел в тройку самых посещаемых музеев Северной столицы наряду с Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Петергоф». Уникальные сокровища музейного фонда Исаакия и представлены сейчас на выставке. Несомненно, интерес к юбилейной экспозиции подогрет еще и прошлогодними страстями, когда многие петербуржцы неодобрительно отзывались о перспективах передачи собора в ведение Русской православной церкви.

Экспозицию, развернутую в Императорском зале Российского этнографического музея, условно можно разделить на несколько частей. Первая посвящена собственно строительству Исаакиевского собора, которое продолжалось фактически 40 лет. На конструкциях, стилизованных под строительные леса, представлены чертежи, проекты будущего собора, личные документы автора замысла — архитектора Огюста Монферрана. Здесь, в частности, можно увидеть вид на жительство, или, как это называлось в Российской империи, билет, дававший иностранцу право жить в Петербурге.

Современный Исаакиевский собор стал третьей по счету церковью, построенной во имя святого Исаакия Далматского. Петр I считал его своим небесным покровителем: один из дней памяти святого — 30 мая, в этот день в 1672 году родился будущий император. Первая Исаакиевская церковь в Петербурге была возведена в 1706 году для адмиралтейских верфей, в ней 19 февраля (1 марта) 1712 года Петр I обвенчался с Екатериной Алексеевной. Вторая Исаакиевская церковь появилась в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала; царь собственноручно заложил первый камень в основание нового храма во имя Исаакия Далматского. Третий Исаакиевский собор планировали строить еще во второй половине XVIII века, но только в 1809 году император Александр I объявил конкурс на возведение нового храма, строительство которого по проекту Монферрана и началось 200 лет назад.

Еще одна часть экспозиции рассказывает историю освящения храма. Впервые появилась возможность увидеть вблизи скульптуру голубя, что парит под куполом. «Это тот самый голубь, который виден в просвете плафона, — пояснила корреспонденту TANR Юлия Ушкова, куратор выставки, научный сотрудник музея «Исаакиевский собор». — Но посетители собора смотрят на него снизу, откуда он кажется маленьким, а здесь видно, что он огромный, что размах его крыльев — 2 м. В середине XIX века он был отлит по модели мастера Ивана Дылева на заводе Чарльза Берда, русского инженера и предпринимателя шотландского происхождения, методом гальванопластики из меди. И это уникальная возможность посмотреть на скульптуру вблизи. Сейчас идет реставрация фонаря собора, поэтому голубь снят».

Впервые здесь можно увидеть и то, как первоначально выглядели иконы этого храма, нетрадиционного для русского церковного строительства. Сначала это были живописные полотна кисти художника Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа — три огромные, более 10 кв. м, иконы первого яруса главного иконостаса. Потом их переводили в мозаику, которая и представлена сейчас в соборе. А живописные оригиналы хранятся в фондах, их за эти столетия никто, кроме специалистов, не видел. Сейчас на них могут полюбоваться все желающие. Особенно обращает на себя внимание необычный фон этих полотен: рисунок на них выполнен с использованием промытого речного песка с последующим золочением.

«С одной стороны, идея выставки очень проста: мы отмечаем дату 200-летия начала строительства, — говорит Юлия Ушкова. — Но, с другой стороны, понятно, что 40 лет не уместить в одной экспозиции, и мы крупными мазками представили самые главные этапы строительства собора и те редкие экспонаты из фондов, которые обычно не видят посетители».

Например, в музее «Исаакиевский собор» хранятся эскизы и рабочие варианты росписей, выполненные в конце 1940-х — начале 1950-х годов, накануне первой послевоенной реставрации. Собор выстоял в блокаду, спасая не только свои фонды. Именно здесь, в подвалах Исаакия, пережили бомбежки и артобстрелы экспонаты многих ленинградских музеев, которые не успели уехать в эвакуацию. Но, поскольку в самом соборе тогда не было вентиляции и отопления, храмовая живопись серьезно пострадала. Перед началом реставрации ленинградские художники, чтобы почувствовать манеру старых мастеров и точнее подобрать тона, фиксировали состояние живописи, тренировали руку. Эти работы тоже никогда раньше не экспонировались, на выставке им целиком отведена галерея второго этажа.

Весь минувший год в Петербурге бушевали страсти вокруг сохранения Исаакиевского собора в качестве музея, петербуржцы выходили на митинги протеста против передачи его РПЦ. В последние месяцы эти бури поутихли, но вопрос пока не решен окончательно. Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, на вопрос корреспондента TANR, продолжит ли церковь настаивать на передаче ей собора, ответил, что не видит причин для конфронтации. «Моя позиция как члена экспертного совета заключается в том, чтобы все это было сделано без ущерба для уникального коллектива и для уникальной коллекции, — пояснил Леонид Калинин. — Смещение акцента в сторону храма без ущерба для музея на сегодня возможно, но необходимо искать новые формы управления. Если мы все вместе придумаем, как превратить собор в русский Ватикан, в северную столицу православия, тогда можно серьезно говорить об изменении статуса. Но пока эти формы не найдены».

Выставка в Российском этнографическом музее продлится до 1 апреля.

Материалы по теме
Просмотры: 2713
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
5
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
6
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
7
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
8
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru