The Art Newspaper Russia
Поиск

Розанова — сомнительная и несомненная

Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России

Симпозиум и выставки организовал и проводит фонд русского авангарда «Розановский центр» (РЦ), действующий во Владимире с 2016 года. События этого года посвящены важнейшей дате — 100-летию со дня смерти Ольги Розановой. Выставки открыты в Центральной детской художественной школе Владимира и в обустроенной под выставочное пространство комнате дома Розановой.

В залах детской художественной школы реализованы два проекта, подготовленных специально к симпозиуму. Один из них его куратор и ученый секретарь РЦ Анна Бражкина назвала «Владимирский фовизм». Здесь представлены четыре портрета членов семьи Ольги Розановой, выполненные ею в 1911–1913 годах. Первый — знаменитый «Портрет А.В.Розановой», сестры художницы, написанный ею в 1912 году в Москве, где на Большой Якиманке жила тогда Анна. Картина в свое время вызвала огромный интерес и стала одной из самых известных работ Розановой — ее репродукция даже появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича. Три других произведения — автопортрет самой художницы, портреты матери («Портрет дамы в зеленом платье») и брата Анатолия («Мужской портрет»).

«На мой взгляд, Ольга Розанова создала особый, свой собственный жанр, — объяснила идею проекта Анна Бражкина корреспонденту TANR. — Его можно назвать парадным семейным фовистским портретом. Ольга Розанова в процессе становления как художника пробовала писать в разных манерах. Эти четыре портрета объединяет не только семейное родство моделей и то, что работы были написаны по случаю юбилеев (матери исполнилось 60 лет, сестре — 25), — их объединяет и общий живописный стиль — фовизм».

Другая выставка, проходящая в этих же залах, получила название «Сомнительная Розанова». Так же именуется и журнал, который РЦ выпустил к открытию выставки и симпозиуму; в нем подробно описаны различные истории, связанные с бытованием поддельных работ художницы. На выставке представлена большая серия фотокопий с подделок произведений Ольги Розановой, проданных за последние десятилетия. Сотрудникам РЦ удалось найти в Интернете около 70 сомнительных картин, приписываемых художнице, которые появляются на аукционах, хранятся в частных коллекциях и музеях Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Швеции. «Мы специально не называем их фальшивками, поскольку пока клеймо „фальшивка“ на них не поставлено, — говорит Полина Вахотина, директор РЦ. — Сомневаться имеем право и делаем это открыто. И дальше планируем пополнять нашу коллекцию „сомнительных Розановых“».

Еще одна экспозиция открыта в небольшом пространстве пока единственной отремонтированной комнаты в доме семьи Розановых, стоящем во Владимире на Музейной улице. «Игра в аду» — так называется знаменитая книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, обложку которой создал Казимир Малевич, а иллюстрации — Ольга Розанова. РЦ заказал в Российской государственной библиотеке копию с микрофильма этой книги — увеличенные принты иллюстраций и текст украшают стены розановского дома. «Эта экспозиция — повод поговорить о доме и о том, что мы здесь планируем, — считает Полина Вахотина. — Мы не хотим делать здесь мемориальный музей, поскольку не осталось никаких подлинных вещей художницы. У нас вообще нет задачи „консервации Розановой“. Нам хочется развиваться, двигаться дальше, сделать дом живым творческим пространством. Хотим, чтобы этот уголок Владимира — сейчас почти безлюдный, обделенный вниманием гостей — вписался в туристическое пространство города. Хотим оживить дом, чтобы сюда приходили и туристы, и местные жители, знакомились с творчеством Ольги Розановой, участвовали в разных акциях».

Выставки РЦ во Владимире продлятся до конца мая.

Материалы по теме
Просмотры: 2384
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru