The Art Newspaper Russia
Поиск

Розанова — сомнительная и несомненная

Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России

Симпозиум и выставки организовал и проводит фонд русского авангарда «Розановский центр» (РЦ), действующий во Владимире с 2016 года. События этого года посвящены важнейшей дате — 100-летию со дня смерти Ольги Розановой. Выставки открыты в Центральной детской художественной школе Владимира и в обустроенной под выставочное пространство комнате дома Розановой.

В залах детской художественной школы реализованы два проекта, подготовленных специально к симпозиуму. Один из них его куратор и ученый секретарь РЦ Анна Бражкина назвала «Владимирский фовизм». Здесь представлены четыре портрета членов семьи Ольги Розановой, выполненные ею в 1911–1913 годах. Первый — знаменитый «Портрет А.В.Розановой», сестры художницы, написанный ею в 1912 году в Москве, где на Большой Якиманке жила тогда Анна. Картина в свое время вызвала огромный интерес и стала одной из самых известных работ Розановой — ее репродукция даже появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича. Три других произведения — автопортрет самой художницы, портреты матери («Портрет дамы в зеленом платье») и брата Анатолия («Мужской портрет»).

«На мой взгляд, Ольга Розанова создала особый, свой собственный жанр, — объяснила идею проекта Анна Бражкина корреспонденту TANR. — Его можно назвать парадным семейным фовистским портретом. Ольга Розанова в процессе становления как художника пробовала писать в разных манерах. Эти четыре портрета объединяет не только семейное родство моделей и то, что работы были написаны по случаю юбилеев (матери исполнилось 60 лет, сестре — 25), — их объединяет и общий живописный стиль — фовизм».

Другая выставка, проходящая в этих же залах, получила название «Сомнительная Розанова». Так же именуется и журнал, который РЦ выпустил к открытию выставки и симпозиуму; в нем подробно описаны различные истории, связанные с бытованием поддельных работ художницы. На выставке представлена большая серия фотокопий с подделок произведений Ольги Розановой, проданных за последние десятилетия. Сотрудникам РЦ удалось найти в Интернете около 70 сомнительных картин, приписываемых художнице, которые появляются на аукционах, хранятся в частных коллекциях и музеях Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Швеции. «Мы специально не называем их фальшивками, поскольку пока клеймо „фальшивка“ на них не поставлено, — говорит Полина Вахотина, директор РЦ. — Сомневаться имеем право и делаем это открыто. И дальше планируем пополнять нашу коллекцию „сомнительных Розановых“».

Еще одна экспозиция открыта в небольшом пространстве пока единственной отремонтированной комнаты в доме семьи Розановых, стоящем во Владимире на Музейной улице. «Игра в аду» — так называется знаменитая книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, обложку которой создал Казимир Малевич, а иллюстрации — Ольга Розанова. РЦ заказал в Российской государственной библиотеке копию с микрофильма этой книги — увеличенные принты иллюстраций и текст украшают стены розановского дома. «Эта экспозиция — повод поговорить о доме и о том, что мы здесь планируем, — считает Полина Вахотина. — Мы не хотим делать здесь мемориальный музей, поскольку не осталось никаких подлинных вещей художницы. У нас вообще нет задачи „консервации Розановой“. Нам хочется развиваться, двигаться дальше, сделать дом живым творческим пространством. Хотим, чтобы этот уголок Владимира — сейчас почти безлюдный, обделенный вниманием гостей — вписался в туристическое пространство города. Хотим оживить дом, чтобы сюда приходили и туристы, и местные жители, знакомились с творчеством Ольги Розановой, участвовали в разных акциях».

Выставки РЦ во Владимире продлятся до конца мая.

Материалы по теме
Просмотры: 2958
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
3
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
4
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
5
В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter
Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен.
16 сентября 2019
6
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском побила рекорд посещаемости
Экспозиция, объединившая разделенное между Москвой и Петербургом дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов фабриканта и мецената Сергея Щукина, стала самой популярной в ГМИИ им. А.С.Пушкина за почти 40 лет
16 сентября 2019
7
Полиция ищет золотой унитаз Маурицио Каттелана
Скульптуру «Америка» стоимостью £4,8 млн украли с выставки «Победа не вариант» во дворце Бленхейм вскоре после ее открытия.
16 сентября 2019
8
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
9
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
10
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru