The Art Newspaper Russia
Поиск

Розанова — сомнительная и несомненная

Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России

Симпозиум и выставки организовал и проводит фонд русского авангарда «Розановский центр» (РЦ), действующий во Владимире с 2016 года. События этого года посвящены важнейшей дате — 100-летию со дня смерти Ольги Розановой. Выставки открыты в Центральной детской художественной школе Владимира и в обустроенной под выставочное пространство комнате дома Розановой.

В залах детской художественной школы реализованы два проекта, подготовленных специально к симпозиуму. Один из них его куратор и ученый секретарь РЦ Анна Бражкина назвала «Владимирский фовизм». Здесь представлены четыре портрета членов семьи Ольги Розановой, выполненные ею в 1911–1913 годах. Первый — знаменитый «Портрет А.В.Розановой», сестры художницы, написанный ею в 1912 году в Москве, где на Большой Якиманке жила тогда Анна. Картина в свое время вызвала огромный интерес и стала одной из самых известных работ Розановой — ее репродукция даже появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича. Три других произведения — автопортрет самой художницы, портреты матери («Портрет дамы в зеленом платье») и брата Анатолия («Мужской портрет»).

«На мой взгляд, Ольга Розанова создала особый, свой собственный жанр, — объяснила идею проекта Анна Бражкина корреспонденту TANR. — Его можно назвать парадным семейным фовистским портретом. Ольга Розанова в процессе становления как художника пробовала писать в разных манерах. Эти четыре портрета объединяет не только семейное родство моделей и то, что работы были написаны по случаю юбилеев (матери исполнилось 60 лет, сестре — 25), — их объединяет и общий живописный стиль — фовизм».

Другая выставка, проходящая в этих же залах, получила название «Сомнительная Розанова». Так же именуется и журнал, который РЦ выпустил к открытию выставки и симпозиуму; в нем подробно описаны различные истории, связанные с бытованием поддельных работ художницы. На выставке представлена большая серия фотокопий с подделок произведений Ольги Розановой, проданных за последние десятилетия. Сотрудникам РЦ удалось найти в Интернете около 70 сомнительных картин, приписываемых художнице, которые появляются на аукционах, хранятся в частных коллекциях и музеях Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Швеции. «Мы специально не называем их фальшивками, поскольку пока клеймо „фальшивка“ на них не поставлено, — говорит Полина Вахотина, директор РЦ. — Сомневаться имеем право и делаем это открыто. И дальше планируем пополнять нашу коллекцию „сомнительных Розановых“».

Еще одна экспозиция открыта в небольшом пространстве пока единственной отремонтированной комнаты в доме семьи Розановых, стоящем во Владимире на Музейной улице. «Игра в аду» — так называется знаменитая книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, обложку которой создал Казимир Малевич, а иллюстрации — Ольга Розанова. РЦ заказал в Российской государственной библиотеке копию с микрофильма этой книги — увеличенные принты иллюстраций и текст украшают стены розановского дома. «Эта экспозиция — повод поговорить о доме и о том, что мы здесь планируем, — считает Полина Вахотина. — Мы не хотим делать здесь мемориальный музей, поскольку не осталось никаких подлинных вещей художницы. У нас вообще нет задачи „консервации Розановой“. Нам хочется развиваться, двигаться дальше, сделать дом живым творческим пространством. Хотим, чтобы этот уголок Владимира — сейчас почти безлюдный, обделенный вниманием гостей — вписался в туристическое пространство города. Хотим оживить дом, чтобы сюда приходили и туристы, и местные жители, знакомились с творчеством Ольги Розановой, участвовали в разных акциях».

Выставки РЦ во Владимире продлятся до конца мая.

Материалы по теме
Просмотры: 3541
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
5
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
6
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
9
Опубликован шорт-лист премии «Инновация-2020»
Хотя открытие выставки и церемония отложены из-за карантина, имена номинантов все-таки огласили.
27 марта 2020
10
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru