The Art Newspaper Russia
Поиск

Неизвестный русский авангард: что сохранила провинция

Еврейский музей и региональные институции затеяли масштабный проект

Роберт Фальк. Натюрморт на желтом фоне. 1917 / ГБУК АО Музейное объединение

Роберт Фальк. Натюрморт на желтом фоне. 1917 / ГБУК АО Музейное объединение

Еврейский музей начинает крупный выставочный проект, посвященный русскому авангарду. Там собрали более 100 работ художников-авангардистов, которые рассеяны по 19 региональным музеям. Среди них — музеи Архангельска, Астрахани, Иванова, Кирова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова, Самары, Тулы, Чебоксар. Первая часть проекта откроется в апреле показом произведений, созданных с начала ХХ века до 1918 года. Открытие же второй части с работами, написанными в период с 1918-го до начала ­1930-х годов, намечено через год.

Русский авангард попал в провинцию в начале­1920-х годов. Во времена удивительного социального эксперимента, когда на весьма краткий период он вдруг получил статус государственного стиля, в Москве был открыт Музей живописной культуры. Это был первый среди музеев современного искусства, которые намеревались открывать и дальше, чтобы пропагандировать по советским городам и весям новое «левое» искусство. Первым директором музея был Василий Кандинский, затем два года его возглавлял Александр Родченко, совсем короткие периоды пришлись на руководство Петра Вильямса и Леонида Вайнера. С 1918 по 1920 год специальной комиссией по закупкам было приобретено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 распределены по 30 музеям. Однако уже в 1923 году музей стал отделом Государственной Третьяковской галереи.

Судьба произведений, попавших в провинциальные музеи, также может быть темой отдельного исследования. Далеко не все они сохранились. К примеру, в Барнаульском музее, открытом прямо в местной церкви, картины авангардистов — Кандинского, Малевича, Родченко, Ларионова и Гончаровой — весьма недолго висели на клиросе и даже в алтаре. В середине 1920-х музей был подвергнут разорению, а коллекция авангарда перемещалась из одного помещения в другое, пока ее следы не затерялись вовсе. И таких историй немало.

После разгрома формализма в 1930-е «прогрессивное» искусство было и вовсе убрано подальше — в лучшем случае в хранилища. Часть его сохранилась благодаря героическим усилиям музейных работников, а часть пропала до востребования. И не только в 1920-е годы.

В этом смысле попытка собрать авангард в провинции — отдельный музейный подвиг. Когда кажется, что русский авангард изучен вдоль и поперек и что все знаковые работы можно увидеть только в столичных музеях, выставка в Еврейском музее имеет все шансы стать сенсацией. Ее куратор, ведущий специалист по авангарду Андрей Сарабьянов, отобрал для экспозиции произведения не только признанных классиков: Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Любови Поповой, Ольги Розановой, Марка Шагала, но и сегодня практически забытых Виктора Барта, Алексея Грищенко, Моисея Когана, Алексея Моргунова, Савелия Шлейфера и многих других. Их работы обещают стать открытием для широкой публики — и даже для знатоков. 

08.04 — 10.06
Еврейский музей и Центр толерантности
Материалы по теме
Просмотры: 6874
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
7
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
8
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
9
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru