18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее истории ГУЛАГа начал работу Центр документации

№62
Материал из газеты

С его помощью посетители смогут начать поиск сведений о судьбе репрессированных родственников

Эта форма музейной работы довольно специфична. Посетители — самостоятельно или при помощи сотрудников центра — могут теперь найти информацию о родственниках, ставших жертвами политических репрессий. Похожей работой в течение 30 лет занимается общество «Мемориал», которое сформировало крупнейшую в стране базу данных о репрессированных «Жертвы политического террора в СССР». Центр документации адресован в первую очередь тем, кто не знает, с чего начать поиск.

«По сути, мы с „Мемориалом“ делаем общее дело, — говорит специалист центра Александр Макеев, — но объем информации настолько гигантский, что только наших сил не хватит — в стране должны действовать десятки подобных центров. Открытие Центра документации, поддержанного Фондом памяти, стало естественным продолжением работы нашего музея, потому что у приходящих сюда часто возникают вопросы, на которые мы не можем ответить. Людям не хватает информации. Но если, например, в „Мемориал“ обращаются те, кто четко знает, какие данные им нужны, то мы нередко имеем дело с непод­готовленной публикой, например со школьниками и студентами. Именно в нашем музее многие из них узнают о ГУЛАГе и вспоминают о своих репрессированных прабабушках и прадедушках. Теперь мы можем перевести этот интерес в практическое русло и помочь людям дополнить или собрать с нуля семейный архив». 

Для поиска информации можно воспользоваться документальной базой, библиотекой и видеоархивом — проектом «Мой ГУЛАГ», который включает свыше сотни записанных интервью с бывшими заключенными. Центральное место в новом пространстве занимает интерактивная карта ГУЛАГА — большой экран с отмеченными на нем лагерями и статистикой о количестве заключенных в них по каждому году. Ключевой зацепкой в поиске пропавших Александр Макеев называет их последний адрес: чаще всего дела репрессированных хранятся по месту ареста.

При музее несколько лет действует социально-волонтерский центр, который помогает людям, пережившим репрессии. «По просьбам наших подопечных мы ищем документы, архивную информацию, иногда пропавших сокамерников. Сначала работаем с базой „Мемориала“ — это наш главный ресурс. Есть еще более „народная“ база „Открытый список“, которая тоже очень помогает. Пользуемся и другими базами данных. Если информации нет в открытых источниках, помогаем составить запрос в архивы», — рассказывает Макеев. Скоро некоторые из этих историй станут частью обновленного выставочного пространства: с мая по октябрь в музее пройдет реэкспозиция. Здесь хотят уйти от толкования истории лагерей как сугубо политического процесса и рассказать о ней через трагедию конкретных людей, целых семей.

Только за первые три недели в центр поступило свыше полусотни письменных обращений из разных городов. Ежедневно сюда приходят четыре-пять человек, которые хотят узнать о репрессированных близких. В планах — разработка методических пособий по созданию поисковых пунктов в регионах. Заниматься их созданием будут организации, входящие в Ассоциацию российских музеев памяти.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+