The Art Newspaper Russia
Поиск

Тренды TEFAF: Швеция вошла, Англия вышла, Италия вечна

В голландском Маастрихте продолжается крупнейшая в мире ярмарка старого и современного искусства, антиквариата и дизайна

Ярмарка, которая ежегодно проходит уже три десятилетия в Маастрихте, последние 10–15 лет пользуется славой крупнейшей и важнейшей в мире: только здесь представлены в таком качестве и таком ассортименте и старые мастера, и китайский фарфор, и испанские средневековые доспехи, и дизайн с модернизмом. Ярмарка всегда славилась своей стабильностью и традиционностью. Однако нынешнее, 31-е издание TEFAF демонстрирует попытки обновления.

Новая кровь

Еще пять лет назад новички среди почти трех сотен участников были редкостью; чтобы проникнуть в их ряды, нужно было стоять в очереди годами. В этот раз среди 275 экспонентов 16 новых.

Старые участники ярмарки занимают одни и те же места годами, если не десятилетиями. Теперь же на выгодном месте главной аллеи ярмарки вместо стенда специалиста по старым мастерам, одного из основателей ярмарки, Джонни ван Хефтена — стенд амбициозной лондонской Tomasso Brothers Fine Art. «Джонни сам захотел, чтобы у нас было это место, — говорит Рафаэлло Томассо, — и мы решили, что стоит сделать нечто действительно впечатляющее». Поэтому на стенде подняли потолок на 2 м (по цене €1,5 тыс. за 50 см), а стены украсили воспроизведением помпейских фресок. Полотно «Кастор и Поллукс» (1783) Джованни Баттиста Чиприани было продано здесь в первый же вечер за €425 тыс.

Лондонская галерея Lullo Pampoulides впервые участвует в основном разделе ярмарки (раньше ее допустили только в «пробный» раздел для новичков Showcase). На стенде представлена смесь из произведений старых мастеров и искусства ХХ века, так, чтобы что-то интересное могли найти и коллекционеры старого поколения, и новые, 40-летние.

Статусный нью-йоркский дилер старых мастеров Отто Науман собирался уйти на покой после того, как в январе распродал свою коллекцию на Sotheby’s. Однако передумал и вернулся со своим сыном Амброузом и перебрендированной галереей Naumann Fine Art. 

Предпросмотры и вакханалия

Ярмарка вынуждена менять и распорядок превью для самых важных гостей. Например, в нынешнем году было решено устроить два вернисажа вместо одного. Это оказалось верным решением, хоть и вызвало споры. В первый день ВИП-ВИП-коллекционеров набралось около 5 тыс. (хотя галереям урезали количество пригласительных до 50-ти), и к вечеру вернисаж напоминал вакханалию с битвой за бокал шампанского и крошечную порцию ризотто с трюфелями. Покупать что-то в таких условиях было бы затруднительно — а ведь вечер вернисажа, когда на ярмарку можно попасть только по приглашениям, обычно дает галеристам самую высокую прибыль. Так что возможность приватно, без досужих зрителей, посетить стенды еще и на следующий день оказалась кстати.

«Шизофренический» интерес к современному

TEFAF традиционно является законодательницей мод в области старого искусства и антиквариата (прикладного искусства), однако ныне увлечение ХХ веком и современным искусством приняло характер «шизофрении», как выразился один консультант по коллекционированию. Это подтверждают и успех только что состоявшейся ярмарки The Armory Show в Нью-Йорке, и итоги торгов модернистами и современным искусством в Лондоне. 

Осознавая тенденцию, еще в 2015 году на TEFAF был придуман специальный раздел TEFAF Curated для представления модернизма и contemporary art. В нынешнем году его уже нет: он выполнил свою роль, и галереи искусства ХХ и ХХI веков органично влились в основной состав ярмарки. Среди них такие важные игроки, как Perrotin, Massimo de Carlo, Mazzoleni и M&L Fine Art.

Руди Перротен из парижской Perrotin объяснил, что их галерея уже принимала участие в нью-йоркской дочке TEFAF (в 2017 году это мероприятие, адресованное специально любителям современности, прошло в первый раз) и теперь решила попробовать «оригинал», то есть основную ярмарку. «Здесь много важных коллекционеров, — комментирует первые впечатления он, — но продажи идут медленнее, чем на ярмарках современного искусства».

Массимо де Карло, галереи которого открыты в Милане и Лондоне, продал несколько работ прямо в день предварительного просмотра. Свой успех галерист объясняет тщательным выбором имен и техник: он представил Рудольфа Стингела, Лю Сяодуна, Ян Пэймина и Дэна Колена, то есть современных художников, работающих в традиционных материалах, таких как холст, масло, керамика и бронза.

Гендерный дисбаланс

TEFAF, без сомнения, остается территорией мужчин. Несмотря на обновления в списке экспонентов, в нем еще совсем мало женщин-дилеров, которые работают под своим именем. Это Алессандра ди Кастро (Alessandra di Castro, прикладное искусство), Дебора Элвира (Deborah Elvira, исторические ювелирные украшения) и Кароль Трибо-Померанц (Carolle Thibaut-Pomerantz, старинные обои), которая делит стенд с Анн Софи Дюваль (Anne Sophie Duval, дизайн). Вызвало критику и засилье мужчин в экспертном совете ярмарки (совет отбирает экспонентов и проверяет качество представленного на стендах): 22 против 2 — Марины Келлен Френч и Хайди Маквилльямс. «Все это правда, — говорит Патрик ван Марис, исполнительный директор TEFAF. — Мы будем работать над этим, шаг за шагом, однако на все требуется время».

Наши коллеги из The Art Newspaper, побывавшие на ярмарке, выделили среди сотен стендов и тысяч экспонатов всех тысячелетий шесть важных, но неочевидных категорий, привлекающих внимание коллекционеров

Древнегреческая скульптура

Развитие древнегреческой скульптуры тесно связано с вазописью. Между VII и I веками до н.э. чернофигурные росписи ваз уступили место более натуралистичным краснофигурным, а жесткие фронтальные формы в скульптуре — более гармоничным и привлекательным. Имена некоторых античных скульпторов известны — это Фидий (V век до н.э.) и Пракситель (IV век до н.э.), но они, как решительно заявляет управляющий директор лондонской галереи Charles Ede Мартин Клист, «на самом деле не художники-суперзвезды, а крепкие ремесленники». 

В Европе подобное искусство собирают несколько коллекционеров. «Старомодные знатоки исчезли лет 15 назад, сейчас людей в первую очередь привлекают эстетические качества, красота; конечно, важен и провенанс», — говорит Клист. Этот раздел рынка больше, чем другие, подвержен разным проблемам — от подделок до незаконных раскопок, которые особенно активно велись в 1970–1980-х годах, однако с тех пор ситуация выправилась и жестче регулируется.

На своем стенде Charles Ede представляет полдюжины скульптур, в том числе фигурку военачальника из известняка (Кипр, VI век до н.э., около £59 тыс.) и мраморную эллинистическую голову юноши (II–I века до н.э., около £160 тыс.).

Живопись итальянского Ренессанса 

«Стилистически границы устанавливаются от Мазаччо (родился в 1401 году) до Рафаэля (умер в 1520 году). Но зачастую к Ренессансу относят произведения, выходящие за эти временные рамки, если в них господствует гуманистическое начало и они являются отправкой точкой для развития современного западного искусства», — считает эксперт из Лондона Фабрицио Моретти. 

Одна из причин высоких цен в этом разделе — доступность на рынке весьма ограниченного числа работ. Глава отдела старых мастеров Sotheby’s Александр Белл называет мастеров Высокого Возрождения «черепашками», имея в виду мультипликационных черепашек-ниндзя Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. «У них культовый статус», — говорит Белл. С этим утверждением не поспорить, его подтвердила прошлогодняя продажа на Christie’s «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн.

Сомнения относительно востребованности религиозных образов можно отбросить: Белл считает, что здесь на первый план выходит историческая значимость. «Коллекционеры любят ясность — прямые, простые образы. А если у них есть золотой бэкграунд, то это придает невероятную ценность и действительно впечатляет», — поясняет он.

К счастью, «черепашками» дело не ограничивается. Хорошо продаются на аукционах Сандро Боттичелли (около 1445 — 1510) и художники его мастерской. В 2013 году Christie’s установил рекорд на живопись Боттичелли, продав «Богоматерь с младенцем Христом и святым Иоанном Крестителем», известную как «Мадонна Рокфеллера», за $10,4 млн. Менее знаменитые живописцы также попадают в яблочко: в феврале небольшая темпера «Благовещение» португальского художника Алвару Пиреша де Эворы, известного также как Альваро ди Пьетро, ушла на Sotheby’s почти за $500 тыс. при предварительной оценке в $150–250 тыс.

Искусство африканских племен

Понятие tribal art, в первую очередь ассоциирующееся с африканскими ритуальными предметами, сейчас включает в себя и другие регионы: Океанию и доколумбову Америку. 

Международный директор отдела искусства Африки и Океании Sotheby’s Жан Фриттс резюмирует, что «люди давно интересуются вещами не только с Берега Слоновой Кости». В идеальном мире они происходят из ранних и лучших коллекций. Чтобы избежать неприятных моментов, связанных с желанием племен вернуть историческое наследие, многие коллекционеры переходят от традиционных объектов коллекционирования (нередко это предметы культа, а то и человеческие останки) к более нейтральным вроде церемониальных клинков с острова Пасхи, наподобие тех, что в декабре прошлого года были проданы на Sotheby’s в Париже за неожиданные €3,9 млн. Участники упомянутых торгов пришли из других разделов рынка, так что эта ниша показывает возможности для роста.

«Искусство Африки повлияло на Матисса и Дерена, в то время как сюрреалистам были ближе предметы из Океании», — объясняет эксперт из Брюсселя Бернар де Грюн. На становление рынка в этой области большое влияние оказало открытие в 2006 году в Париже Музея на набережной Бранли (правда, сейчас на самом высоком уровне обсуждается возможность возвращения африканского искусства. — TANR). В июне готовится вновь принять посетителей Королевский музей Центральной Африки в Бельгии. 

Африканское искусство по-прежнему производит «wow-эффект», особенно если предлагается за привлекательную цену. Например, брюссельский дилер Дидье Кле на ярмарке BRAFA в январе продал несколько масок конголезского народа банту яка по цене от €10 тыс. до €30 тыс. 

Европейский фарфор XVIII века

Пришедший из Китая, фарфор начал успешно производиться в Европе под покровительством монарших особ с XVIII столетия. Главными центрами стали мануфактура в немецком Майсене (Мейсене) и открывшаяся чуть позже мануфактура в Венсене под Парижем, переехавшая затем в Севр. 

Покупатели обычно выбирают конкретные предметы: чайники, кувшины или тарелки, а специалисты советуют начинать с чайных принадлежностей, так как цены на них весьма гуманны. Но самые большие деньги платят, конечно, не за практическое применение — более важны провенанс и тонкая работа. В этом плане выдающимся примером является пара мейсенских цапель, проданная в 2005 году на Christie’s за €5,6 млн. 

Эксперт из Брюсселя Жан Лемар считает, что входным билетом в эту категорию являются не деньги, а время, которое вы готовы потратить на свое увлечение. «Эта категория коллекционирования не для занятых людей. Вам нужно походить по музеям, изучить предметы севрского фарфора из Собрания Уоллеса, потренировать свой глаз», — говорит он. Потом на первый план выйдут вопросы реставрации и презентации.

Шведский дизайн

«С наступлением миллениума интерес медленно, но верно смещается в сторону шведских дизайнеров ХХ века», — уверен сооснователь компании Jackson Design Пол Джексон. Это направление выделилось из ветви скандинавского дизайна, где основными игроками были датчане и финны. 

Глава отдела дизайна аукционного дома Phillips Александр Пейн определяет шведский стиль как «более царственный и декоративный», с влиянием Франции и России. При этом он отмечает и немалую заслугу королевской семьи Швеции в давнем деле поддержки шведского дизайна, что в конечном итоге сказывается на его растущей популярности в мире. Одними из наиболее востребованных на рынке являются дизайнерские предметы, разработанные шведскими архитекторами, в частности Акселем Эйнаром Хьортом (1888–1959). Пол Джексон привез в Маастрихт его стол «Мора» (1930, €75 тыс.), а также ковер «Шахматная доска», разработанный Барбро Нильсоном для старинной шведской мануфактуры Märta Måås-Fjetterström, известной также как MMF AB (1950, €25 тыс.). Кстати, почти год назад шерстяной ковер ручной работы «Ромашка» 1940-х годов этой фирмы был продан на Phillips за £47,5 тыс. 

Английская мебель XVIII века

Дилеры, специализирующиеся на классической английской мебели, столкнулись с серьезной проблемой. «Люди больше не стремятся к аристократизму. Произошла смена вкусов, которая держится дольше, чем предполагалось», — рассказывает специалист бременской Galerie Neuse Маркус Радеке, экс-глава отдела европейской мебели Christie’s.

Впрочем, пока еще остаются те, кто готов платить высокую цену за лучшие предметы от известных мастеров — вещи, «которые могут рассказать хорошую историю, и не одну». Как, например, гарнитур Роберта Адама, выполненный Томасом Чиппендейлом для шотландского предпринимателя Лоуренса Дундаса (1712–1781), который продается по частям за внушительные деньги. Стулья из него были проданы за £1 млн (один есть в Музее Виктории и Альберта), а пара стульев из лондонского дома Дундаса ушла к новому владельцу в июне 2008 года на Christie’s за £2,3 млн. 

Коллекционеры по-прежнему покупают мебель по цене от £3 тыс. до £8 тыс., что дарит дилерам призрачную надежду на улучшение ситуации, в то время как аукционные дома выходят из этого сегмента. 

В 2018 году отмечается 300-летие со дня рождения Томаса Чиппендейла, выдающегося мастера эпохи рококо и раннего классицизма. По этому случаю в Лидсе, неподалеку от которого он родился, запланированы большие торжества. Однако, предупреждает Радеке, главное — не потерять голову в череде празднований и внимательно смотреть на все, что приходит под этим брендом из США. «В США название „Чиппендейл“ используется для всего, что похоже на него по стилю», — предупреждает он.

Материалы по теме
Просмотры: 3478
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru