The Art Newspaper Russia
Поиск

Российские арт-критики призывают зарубежных коллег и музейщиков к осторожности в работе с русским авангардом

Заявление российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) по поводу скандала с коллекцией Фонда Дилегем, собранной Игорем Топоровским

В конце 2017 года Музей изящных искусств в Генте выставил в своей постоянной экспозиции 24 произведения, принадлежащие Фонду Дилегем и собранные Игорем Топоровским. Судя по этикеткам, они были представлены как работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Алексея Явленского, главных мастеров русского искусства 1910–1920-х годов. Эту атрибуцию полностью приняла и поддержала директор музея г-жа Катрин де Зегер, которая объявила прессе, что столь значительный новый, доселе неизвестный материал даст возможность переписать историю русского авангарда.

Между тем множество специалистов, в основном искусствоведы из России, посетившие выставку или ознакомившиеся с ней по фотографиям, публично выразили сомнения в подлинности представленных картин. Дело было не только в самих произведениях, не соответствующих стилистическим и качественным показателям работ великих русских мастеров. В конце концов, по фотографиям нельзя составить окончательного мнения! Но историки искусства — специалисты по русскому авангарду заявили категорично о несостоятельности всех версий происхождения картин, собранных Топоровским, и публично обосновали свои суждения в средствах массовой информации. Никто, кроме г-на Топоровского и г-жи де Зегер, не взялся защищать подлинность выставленных работ. Частный коллекционер волен собирать и демонстрировать, что ему угодно, в том числе и подделки. Но директор музея в рамках своих профессиональных обязанностей и в пространстве руководимой им публичной институции не должен позволять себе подобной вольности. В данном случае показ сомнительного происхождения работ, вызвавший острую негативную реакцию экспертно-критического сообщества, не только наносит ущерб репутации музея, но и дискредитирует общекультурную и эстетическую значимость наследия великих русских художников ХХ века.

Никто не застрахован от ошибки, особенно если речь идет о непрофильном материале, каким для гентского музея является русский авангард. Допуская добросовестность заблуждений госпожи де Зегер, группа специалистов из разных стран обратилась к ней с открытым письмом, призывая провести научную экспертизу.

Мы, члены российской секции AICA, крайне озабочены происходящим. Катрин де Зегер хорошо знакома с российскими специалистами, она неоднократно бывала и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, лично знакома с директорами этих институций и, без сомнения, могла без труда получить консультации лучших российских экспертов, но не сделала этого. Хотелось бы, чтобы госпожа де Зегер объяснила свою позицию, что принципиально важно для сохранения доверия в профессиональной среде.

Мы призываем наших бельгийских коллег, а также сотрудников галерей и музеев других стран проявлять повышенную осторожность и не соглашаться на экспонирование, публикации и участие в коммерческом обороте произведений русских художников без научно подтвержденного провенанса и надежной проверки их подлинности.

Леонид Бажанов

Екатерина Бобринская

Тамара Галеева

Нина Геташвили

Ирина Горлова

Антонио Джеуза

Андрей Ерофеев

Галина Загянская

Михаил Каменский

Александр Саминский

Карина Караева

Ирина Карасик

Евгения Кикодзе

Андрей Ковалев

Елена Кульчинская

Елена Куприна-Ляхович

Людмила Лиманская

Юлия Лидерман

Красимира Лукичева

Виталий Пацюков

Елизавета Плавинская

Ирина Пронина

Алиса Прудникова

Елена Селина

Наталья Семенова

Наталья Тамручи

Анна Толстова

Игорь Чириков

Ирина Чмырева

Анна Чудецкая

Ольга Холмогорова

Анна Гор

*Список может обновляться

Материалы по теме
Просмотры: 7350
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
4
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
5
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
10
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru