The Art Newspaper Russia
Поиск

Экспертов не подпустили к авангарду в Генте

Комиссия, которая должна была установить аутентичность произведений русского авангарда из коллекции Фонда Дилегем, снятых с показа в Музее изящных искусств в Генте, не смогла начать работу

Инициатором создания комиссии был министр культуры Фландрии Свен Гатц, с его подачи парламент Фландрии проголосовал за снятие картин, происхождение которых вызвало сомнения у ряда специалистов, с экспозиции музея. Тогда же Музей изящных искусств в Генте (МSK) обещал, что, раз «дискуссия о подлинности коллекции приобрела столь крупные масштабы», экспертной комиссии будет предоставлен «неограниченный доступ ко всем работам, чтобы изучение произведений проходило в спокойной обстановке». Однако эти планы не осуществились.

Дискуссия (а вернее, скандал) вокруг работ началась в середине января, когда группа ученых, кураторов и арт-дилеров назвала произведения русского авангарда, выставленные в MSK, «вызывающими множество вопросов». Работы происходят из частной коллекции Игоря и Ольги Топоровских, и музею их дал во временное пользование основанный коллекционерами Фонд Дилегем. Расследование, предпринятое журналистами, в том числе российской и английской версиями нашей газеты, привело к тому, что вынуждены были вмешаться парламент и Министерство культуры Фландрии. Музей MSK во главе с Катрин де Зегер снял работы с экспозиции, а фонд дал согласие на осмотр избранных произведений экспертами.

Однако возглавляемая почетным профессором права Гентского университета Томасом Лейсеном комиссия не смогла получить доступ в музей. Вчера, 19 февраля, ее участники распространили заявление, в котором объявили, что останавливают свою работу. Из текста, имеющегося в распоряжении TANR, следует, что в MSK комиссию встретили адвокаты Фонда Дилегем и директора музея, Катрин де Зегер, которые, как пишут эксперты, «выдвинули новые требования, равнозначные вето, де-факто означающие, что мы не можем начать работу».

В комиссию, кроме ее главы Томаса Лейсена, входят четыре эксперта: Йохан Эрау, профессор права Гентского университета; Фредерик Лин, руководитель отдела современного искусства Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе; Виллем Ян Рендерс, куратор русского искусства в Музее ван Аббе в Эйндховене; и Серхио Сервеллон, председатель ИКОМ Фландрии. Их задачей было не столько подтвердить или опровергнуть подлинность произведений (хотя некий технико-технологический осмотр пяти избранных картин планировался) — комиссия должна была решить, достаточно ли убедительны документы, подтверждающие аутентичность и провенанс работ, для того чтобы выставлять их в государственном музее, а также оценить тщательность, с которой MSK подходит к своим выставкам, и степень профессионализма его сотрудников.

В письме, переданном комиссии адвокатом Катрин де Зегер, выражено ее мнение о том, что «в настоящее время нет никаких оснований для независимого, беспристрастного, спокойного, научного и эффективного расследования со стороны комиссии экспертов». Комиссия согласилась, что «спокойного и эффективного» расследования действительно не получается, и, так и не начав работу, объявила о своем роспуске.

Теперь, по словам министра культуры Фландрии Свена Гатца, которого цитируют бельгийские газеты De Standaard и La Libre, вся ответственность за ситуацию лежит на городских властях Гента, в ведении которых находится музей.

Материалы по теме
Просмотры: 6748
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
4
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
5
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
6
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
7
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
8
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru