The Art Newspaper Russia
Поиск

Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair

Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков

Открытия ярмарки ждали, мягко говоря, с нетерпением: по инициативе «Манежа» ее даты в последний момент сдвинулись на неделю позже. Впрочем, удивляться тут нечему: эта площадка не в первый раз преподносит арендаторам подобные сюрпризы. Russian Art & Antique Fair задумана по образцу европейских ярмарок вроде брюссельской BRAFA, где продается и антиквариат, и современное искусство, и она явно надеется со временем начать с ними конкурировать — английское название дано с расчетом на то, чтобы привлечь западных участников. Правда, пока их здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато в Манеже представлены все ведущие российские антиквары — даже те, кто в последние годы воздерживался от участия в Антикварных салонах в Центральном доме художника (именно их организатор, компания «Экспо-парк. Выставочные проекты», стоит и за новой ярмаркой). Например, «Три века», представившая на своем стенде подборку мебели XVIII–XIX веков и великолепный портрет Платона Зубова кисти Василия Тропинина, за который владелец Андрей Руденцов оптимистично просит $1,5 млн. Завладеть такой работой не отказались бы и лучшие российские музеи.

Близок к музейному уровню и некоммерческий проект «Портреты российских монархов из частных собраний. Венчание на царство». Куратором его выступил коллекционер и историк искусства Сергей Подстаницкий, предоставивший жемчужину собственной коллекции — портрет Марии Федоровны кисти Дмитрия Левицкого. Экспозиция, включающая «Портрет Александра I» Джорджа Доу, «Портрет Николая II» и другие обычно недоступные для публики шедевры, сама по себе хороший повод заглянуть в Манеж на этой неделе. Среди некоммерческих — и выставка живописи Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина из собрания московского коллекционера Инны Баженовой.

Тенденция выставлять бок о бок с антиквариатом работы нонконформистов, наметившаяся еще в ЦДХ, присутствует и на новой ярмарке. Например, «Веллум» выставила на своем стенде работы Константина Коровина, Михаила Ларионова и Дмитрия Плавинского, а также отличную подборку графики Георгия Нисского. Были и стенды, целиком посвященные российскому «неофициальному искусству». Например, среди антикваров затесался работающий, по сути, в формате галереи музей АРТ4, представивший работы Ильи Кабакова, Александра Нея, Виктора Пивоварова, Леонида Пурыгина и других. Его владелец Игорь Маркин не оставляет надежд раскрутить собственный онлайн-аукцион — часть произведений, представленных на стенде, можно приобрести только через сайт. Маркин остался верен своей политике указывать на этикетках цены всех работ — довольно распространенная практика на зарубежных ярмарках, но пока экзотическая у нас.

Недоумение у знатоков вызвал совместный стенд галерей «Долгоруковская, 29» и NewOldArtGallery, объединившихся под смутно знакомым брендом «Другое искусство». С работами звезд неофициального искусства Владимира Яковлева и Олега Целкова, наивного художника Павла Леонова и гения российского ар-брют Леонида Пурыгина там почему-то соседствовали произведения Павла Пепперштейна и Ани Желудь. «Почему вы называетесь „Другое искусство“? У меня проект „Новая жизнь другого искусства“ в РГГУ висит уже почти три года, — поинтересовался у владельцев коллекционер Михаил Алшибая на ВИП-открытии ярмарки. — Название придумала, вообще-то, Наталья Тамручи в 1988 году, потом Талочкин его апроприировал». «Просто нам понравилось это название. Зато все понимают, о чем идет речь», — нимало не смутившись, ответил совладелец галереи «Долгоруковская, 29» Александр Фомин.

К счастью, все чаще галереи отказываются от ковровой развески в пользу более осмысленных экспозиционных ходов. Особенно эффектным получился стенд петербургского бюро «Гамаюн». Представленный на фоне красной стены керамический барельеф «Штангист» скульптора Елены Янсон-Манизер ($100 тыс.), когда-то украшавший снесенный ныне московский стадион «Динамо», притягивает к себе посетителей, словно магнит. А впечатляющая абстракция Евгения Михнова-Войтенко ($150 тыс.) подтверждает, что с нонконформистами в Петербурге тоже все в порядке.

Главное нововведение ярмарки — отдельная зона для современного искусства — изрядно озадачило посетителей. На выставке Living Together, как в доме Облонских, смешалось все: работы живых классиков Франциско Инфанте-Араны (АРТ4), Игоря Шелковского (pop/off/art), молодых художников Димы Ребуса, Устины Яковлевой (Artwin), Ани Желудь (АРТ4), Дмитрия Каварги (Savina Gallery) и немногочисленных иностранных авторов — Ральфа Касперса (Frolov Gallery), Йосмана Ботеро Гомеса и Генсу Ана («Триумф») — соединились в довольно неоднозначный коллаж. Произведения представили одиннадцать галерей, три из которых на данный момент не имеют собственных площадок (Pechersky, Artwin и Frolov), а одна, петербургская Savina Gallery, по словам ее владелицы Лизы Савиной, вообще уже закрылась.

Впрочем, бывших галеристов, как известно, не бывает, так что формальное закрытие никому из них не мешает оставаться активным игроком арт-рынка. Деления на стенды здесь нет. Работы из разных мест представлены вперемешку в одном пространстве, по которому курсируют галеристы и консультанты, готовые прийти на помощь потенциальным покупателям — при этом заметно превосходя последних по количеству. Такое решение предложила галерея «Триумф», по просьбе организаторов ярмарки выступившая координатором проекта — отсюда заметное преобладание ее художников. За экспозицию отвечал привлеченный галереей куратор Андрей Паршиков. Трое участников Living Together, помимо представительства в коллективной выставке, имеют и собственные стенды на ярмарке. (А у «Триумфа» здесь вообще фактически бенефис. В последний момент ему достался также стенд американской галереи Cart, чья экспозиция застряла на таможне. На освободившееся место переехала только что закрывшаяся в «Триумфе» выставка уличного художника Анатолия Akue, за день открытия успевшего расписать часть стены стенда.)

Рядом с Living Together разместился стенд аукционного дома Vladey с работами Валерия Кошлякова, Семена Файбисовича и Михаила Шварцмана. А свободное место заняла представленная коллекционером Назимом Мустафаевым экспозиция женской обуви и одежды «Ар-деко XX/20» — крайне любопытная, но смотревшаяся бок о бок с актуальным искусством, прямо скажем, неожиданно.

Просмотры: 5097
Популярные материалы
1
Выставка Пьеро делла Франческа пройдет в Государственном Эрмитаже
Экспозицию планируется открыть 7 декабря.
16 мая 2018
2
Sotheby’s открывает выставку топ-лотов в Москве
Аукционный дом привозит в Россию топ-лоты своих ближайших русских торгов, которые состоятся 5 июня в Лондоне. Публика сможет увидеть их во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В.Щусева 23 и 24 мая.
17 мая 2018
3
«Обнаженная» Модильяни продана на аукционе Sotheby’s за $157,2 млн
На вечерних торгах в Нью-Йорке 14 мая картина обрела нового хозяина всего за две минуты — и без всякого торга. Сумма стала рекордной для Sotheby’s, но не для произведений Модильяни.
15 мая 2018
4
Йенле Халлунд: «Возможно, искусство в новом фильме Ларса фон Триера — главный герой»
Сценарист ленты Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» сразу после премьеры в Каннах поговорила с издателем The Art Newspaper и президентом фестиваля кино об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инной Баженовой.
17 мая 2018
5
Владимир Мединский пойдет на новый срок
Владимир Мединский, шесть лет проработавший министром культуры, сохранит свой пост в новом правительстве.
14 мая 2018
6
Годар и Триер убивают искусством
Сразу два великих режиссера — Жан-Люк Годар и Ларс фон Триер — представили на Каннском фестивале фильмы, обращенные к проблемам теории образа и художественного творчества.
17 мая 2018
7
Позвать варягов
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов.
15 мая 2018
8
Национальной галерее Армении исполняется 95 лет
Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна.
16 мая 2018
9
Малевич установил новый рекорд для русского искусства
Его «Супрематическая композиция» (1916) продана на Christie's за $85,8 млн. На этих же торгах за рекордную цену ушла скульптура Константина Бранкузи.
16 мая 2018
10
Алексей Тизенгаузен: «Репутация эксперта держится на результатах аукциона»
Глава международного департамента русского искусства Christie’s рассказал, как аукционный дом начинал работать в России и как менялись цены и вкусы покупателей.
18 мая 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru