The Art Newspaper Russia
Поиск

В Лондоне завершается нашумевшая выставка Red Star Over Russia

Экспозиция в Тейт Модерн показывает визуальную культуру России первой половины XX века — образ бурной эпохи, созданный несколькими поколениями художников, графических дизайнеров и фотографов

В лондонской Галерее Тейт Модерн близится к завершению выставка «Красная звезда над Россией. Революция в визуальной культуре 1905–1955». Этот проект, подготовленный и реализованный куратором Тейт Модерн Натальей Сидлиной, входил в число тех культурных событий, которыми британская столица недавно отметила 100-летие русской революции. Но если, к примеру, выставка «Революция. Русское искусство 1917–1932» в Королевской академии художеств делала ставку на музейные шедевры и в целом на эффектное станковое искусство, то «Красная звезда» предстает образчиком совсем иного жанра.

Выставка почти полностью построена на материалах из коллекции англичанина Дэвида Кинга (1943 - 2016), лишь некоторые ударные экспонаты позаимствованы из других источников. Фигура Кинга — фотографа, графического дизайнера, историка — была и остается чрезвычайно значимой в глазах международного сообщества, когда речь идет об исследованиях советского «пропагандистского стиля». Как ни парадоксально, в России о нем и его коллекции знают мало. Вспоминается разве что московская выставка 2012 года «Комиссар исчезает» в Музее истории ГУЛАГа, а до того изданный на русском почти одноименный альбом «Пропавшие комиссары». Тема исчезновения людей из книг, журналов и даже с семейных фотографий редуцировалась на нынешней выставке в Тейт Модерн до нескольких сюжетных линий. В частности, наглядно представлена зачистка коллективных фотопортретов с участием Сталина, а также поставлен акцент на редкой кинохронике, запечатлевшей «буревестника революции» Льва Троцкого.

Однако впечатляющий и драматургически выигрышный раздел намеренно урезан в пользу других, чтобы в целом «следовать за философией и этикой коллекции Кинга», по выражению Натальи Сидлиной. «Эта выставка задумывалась как наша с Дэвидом совместная работа, но после его смерти в мае 2016-го я доводила ее сама. Мы хотели наглядно продемонстрировать, как визуальная культура формирует сознание людей и как она работает с политической обстановкой в стране. Это не эрзац-версия — это взгляд одного человека, который коллекцию собирал», — говорит куратор.

Формулировка «визуальная культура» служит чем-то вроде ключа к экспозиции, поскольку Кинг коллекционировал не высокое искусство (что бы под этими словами ни подразумевалось), а те изображения, в большинстве своем тиражные, которые влияли на мироощущение миллионов. Его коллекция, выкупленная Галереей Тейт в прошлом году, уже после смерти владельца, насчитывает свыше четверти миллиона единиц хранения. Понятно, что ценность этого собрания, начало которому молодой арт-директор лондонского журнала Sunday Times положил в 1970-х, после первой поездки в Москву, заключается не столько в уникальности отдельных предметов — книг, плакатов, журналов, фотографий и тому подобного (хотя раритетов тут немало), сколько в возможности их контекстной сборки, в сопоставлениях и обнаруженных лейтмотивах. Подобные возможности добавляются прямо на глазах. «Сейчас мы закончили процесс каталогизации, вся коллекция доступна онлайн и в наших архивах», — уточняет Наталья Сидлина.

«Красная звезда над Россией» выглядит проектом сложносоставным, но там присутствует явная и в целом понятная кураторская логика. Кстати, не так уж легко спрогнозировать, в какой мере эта логика считывается британцами — есть подозрение, что без экспликаций многие зрители оказались бы в растерянности. А вот для зрителя из России объяснения не так уж необходимы (разве что для миллениалов, да и то за всех не скажешь). Важнее, как выстроено и взаимосвязано «по месту» и «по картинке». Хотя тут ведь еще надо настроиться на волну самого Дэвида Кинга, говорившего: «Моя всегдашняя идея — двигаться сквозь сложность предмета к широкой аудитории. Это именно то, что люди визуального склада вроде нас могут сделать».

И тут вырисовывается стержень проекта. Начинка экспозиции, несмотря на сопутствующие «много букв», именно что визуальная, то есть для смотрящих и внимающих. Грани между искусством и пропагандой, а также между пропагандой и трешем бывают то резкие, то расплывчатые. Здесь они, эти грани, сами собой проступают. А ведь то, что в подзаголовке выставки обозначено как «революция в визуальной культуре 1905–1955», для сегодняшних россиян опять вдруг, в очередной раз оказалось неким поприщем, где вроде бы необходимо за что-то биться и от чего-то обороняться. В определенном смысле «Красная звезда над Россией» может даже и утешить: да нет, ну что там, правильно все воспринимаете, не надо нервничать, надо просто тверже, подробнее и осмысленнее.

Выставка открыта до 18 февраля.

Материалы по теме
Просмотры: 2688
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru