The Art Newspaper Russia
Поиск

Амит Суд: «Чем больше цифровые технологии проникают в культуру, тем больше посетителей приходит в музеи в реальности»

Директор Института культуры Google рассказал Анне Сомерс Кокс, редакционному директору The Art Newspaper, о проекте Google Arts & Culture

Уроженец Бомбея Амит Суд, директор Института культуры Google и Art Project, показывает компьютерную программу, которая заставила бы сюрреалистов рыдать от радости. Называется она X Degrees of Separation, ее придумали художники Марио Клингеманн и Саймон Доури. Используя алгоритмы машинного распознавания образов, программа находит связи между двумя любыми произведениями искусства, выстраивая их в цепочку с промежуточными звеньями — по принципу любимой в компаниях интеллектуалов игры «Изысканный труп». Это достижение отдела «Эксперименты», в который привлекают художников, чье творчество находится в авангарде технологий.

И это всего лишь один из проектов онлайн-платформы Google Arts & Culture, некоммерческого подразделения Google, основанного в 2011 году в рамках Института культуры Google, целью которого изначально была оцифровка произведений искусства в музеях. Сейчас институт сотрудничает с 1,5 тыс. музеев и культурных институций в 70 странах.

А началось все благодаря знаменитому принципу «20% времени»: каждый сотрудник компании Google имеет право 20% рабочего времени проводить, обдумывая новые проекты. Амит Суд, будучи инженером-программистом, поделился своей идеей с тогдашним главой Тейт Николасом Серотой, бывшим директором Метрополитен-музея Томасом Кэмпбеллом и Гленном Лоури, директором Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). Он сказал им: «Почему нельзя рассматривать “Звездную ночь” ван Гога, которая висит в MoMA, у себя дома на мониторе, за бокалом вина, — в хорошем разрешении, а не квадратик размером с ноготь из “Google Картинок”? Великолепно отснятую, и чтобы параллельно о ней мне вещал голос куратора. И если мне понравится, то, когда я приеду в Нью-Йорк, обязательно зайду в MoMA взглянуть на оригинал», — вспоминает Суд.

Теперь Google Art Camera снимает изображения такого высокого разрешения, что можно увидеть мазки кисти или мельчайшие нити вышивки; виртуально с ее помощью можно «потрогать» произведение искусства, фактически его не касаясь. Музеи также могут загружать в базу свои собственные изображения. Шесть миллионов фотографий, видеороликов, рукописей и других архивов с документами, в том числе сотни тысяч изображений произведений искусства, уже доступны на онлайн-платформе.

Изображения структурированы по музеям, выставкам или по мультимедийным сюжетам, «историям», над которыми работают сами сотрудники Google или партнеры проекта. Истории становятся все более интересными: есть и документальные мини-сюжеты, и более сложные, с видео, музыкой, ведущими и серьезными текстами.

Google Arts & Culture теперь намного больше чем просто цифровое хранилище коллекций произведений искусства. Проект сам стал крупным производителем культурного контента с огромным охватом аудитории: это и социальные сети, и приложение (уже более миллиона скачиваний), и 50 млн пользователей сайта Arts & Culture. Не говоря о 500 млн ежемесячных запросов, связанных с искусством, которые обрабатывает поисковик Google.


Какова миссия Google Arts & Culture?

Наша цель — сделать информацию из мира искусства и культуры доступной и эффективно организованной. В 2011 году, когда проект запускался, первым музеям-партнерам мы говорили, что просмотр контента на сайте Google Arts & Culture со временем заменит людям реальный опыт знакомства с произведениями искусства. Однако позже стало ясно: чем больше цифровые технологии проникают в культуру, тем больше посетителей самостоятельно приходят в музеи в реальности. Прямую корреляцию проследить сложно, но очевидно, что применение цифровых технологий увеличивает посещаемость музеев, заинтересовывает людей.

Кому принадлежит авторское право на изображения, которые можно увидеть на вашей платформе?

Все права и полный контроль над изображениями и контентом, публикующимся на платформе, у наших музеев-партнеров. Это относится и к изображениям, созданным при помощи оборудования Google, например камеры высокого разрешения Art Camera, и к мультимедийным сюжетам, которые мы называем «историями» (stories).

Как музеи используют ваши изображения высокого разрешения?

Зависит от того, насколько велик музей. Крупные культурные институции используют изображения в образовательных программах и других собственных проектах. Для ряда музеев, преуспевших в области цифровых технологий, мы играем роль тестовой площадки. Метрополитен-музей, например, недавно открыл доступ к высококачественным изображениям шедевров из своей коллекции. В беседе с Google Arts & Culture сотрудники музея признались: «Если бы вы, ребята, не оцифровывали наши экспонаты и не помогали бы структурировать онлайн-архивы, мы бы, наверное, никогда не взялись за эту работу».

Теперь вы не просто занимаетесь оцифровкой произведений искусства, но и сами стали производителями контента? 

Главным направлением по-прежнему остаются изображения, но мы извлекаем из них идеи. Самый большой на данный момент проект называется «Мы облачены в культуру» (We Wear Culture), он посвящен, как можно догадаться, моде. Мы обнаружили, что многие музеи загружают на онлайн-платформу фото предметов моды и дизайна, просто чтобы они там хранились. Потом были встречи с Анной Винтур, бессменным главным редактором американского журнала Vogue, и другими влиятельными людьми из мира моды, и все они негодовали по поводу того, что потрясающие изображения до сих пор без комментариев и пояснений. Тогда мы и решили начать такой проект. Я думал, присоединятся только Метрополитен, Музей Виктории и Альберта и еще пара-тройка других, а их собралось 185. Проект целиком посвящен иконам стиля, модным направлениям и нацелен на то, чтобы заинтересовать молодую ауди­торию YouTube. Так, у нас есть серия роликов об истории разных предметов гардероба. Например, толстовки (hoodie), ведь молодежь не знает, насколько эта вещь связана с политикой и культурой.

Над подобными проектами наверняка трудится целая команда редакторов, кураторов и сценаристов?

Нет, у нас есть группа, которая занимается контентом, но основной объем информации предоставляют музеи. Каждый партнер получает доступ к инструментарию по созданию историй. Кураторы становятся редакторами, и в итоге 95% всех сюжетов, которые вы видите на портале, музеи создают сами. Если экспонаты, необходимые для подготовки истории, разбросаны по музеям, мы ищем человека, который напишет ее. На такой случай у нас есть один-два фрилансера. 

Порой мы предоставляем ресурсы — иногда технические, иногда финансовые. Нередко консультируем музеи по вопросам привлечения аудитории в Интернете. Четыре года назад, когда мы только запускали формат историй, один музей-партнер прислал нам несколько страниц зубодробительного академического текста, а потом жаловался, что никто его не читает. Мы возразили: «Если хотите, чтобы люди это читали, начните с изображений и найдите интересные и понятные факты». В этом направлении мы тоже подсказываем музеям свежие идеи и ходы. 

Материалы по теме
Просмотры: 4762
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
3
Сколько теряют российские музеи из-за коронавируса
Музеи в России и мире терпят настоящее бедствие. Каждый день без посетителей лишает их прибыли, а значит, возможности платить зарплату сотрудникам и готовить новые проекты. Директора музеев рассказали нам, как справляются с ситуацией.
07 апреля 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
6
Эрмитаж показывает музейных котов онлайн
Великий музей не только проводит виртуальные экскурсии и специальные программы, но и показывает жизнь эрмитажных котов.
07 апреля 2020
7
Деcять новых фильмов о великих художниках
Мы собрали кинобиографии художников, снятые за последние три года. Некоторые из них рассказывают о великих мастерах, например о Микеланджело или Пикассо, и вносят свою лепту в развитие мифа о них. Другие знакомят с малоизвестными персонажами.
08 апреля 2020
8
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
9
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru