The Art Newspaper Russia
Поиск

После Леонардо. В Лондоне начинается неделя аукционов искусства старых мастеров

Среди топ-лотов вечерних торгов Sotheby’s и Christie’s — Эль Греко, Рембрандт, Констебл и Беллотто. Однако главная продажа в сегменте классического искусства в этом году уже состоялась. Как рекорд Леонардо повлияет на рынок старых мастеров?

Немыслимая сумма в $450,3 млн, за которую «Спаситель мира» Леонардо был продан на нью-йоркских торгах современного искусства, говорит не столько о рынке ренессансного мастера, сколько о той легкости, с которой сверхбогатые люди могут потратить колоссальное количество денег на трофей. Вроде бы повод для радости, но у многих эта новость вызвала раздражение и даже возмущение. По праву традиции это произведение должно было быть выставлено на лондонских торгах старых мастеров в этом месяце. Но вместо этого его выделили из общего ряда, а затем эффектно разрекламировали как «самого последнего да Винчи», в том числе при помощи ролика в духе Билла Виолы, в котором паломники со слезами на глазах восхищенно смотрят на полотно под мелодию Макса Рихтера «О природе дневного света» (ставшую знаменитой благодаря фильму «Остров проклятых» с Леонардо Ди Каприо, который также любезно заглянул на предаукционную выставку). Сопредседатель отдела послевоенного и современного искусства в нью-йоркском Christie’s Лоик Гузер пришел на хеллоуинскую вечеринку Венди Мердок в костюме Спасителя мира. Но даже эта фривольная интерпретация образа не повредила конечной цене.

В эмоциональном плане это, пожалуй, был перегиб, но, черт возьми, этот прием сработал (конечно, лот был обеспечен гарантией приблизительно в $100 млн, но в том, что он будет продан, так или иначе не было никаких сомнений). Что же это: пример гениального маркетинга старых мастеров или абсолютная аномалия? Гарри Смит из предоставляющей консультационные услуги в сфере искусства фирмы Gurr Johns считает, что это исключительный случай: «Его реклама строилась скорее на принципе привлекательности бренда, чем на знаточестве, и была направлена скорее на охотников за трофеями, чем на традиционных коллекционеров». С ним соглашается сооснователь лондонской галереи Lullo Pampoulides Андреас Пампулидес: «Какая-то часть меня радуется тому, что картина старого мастера ценится на рынке больше, чем, скажем, Баскиа или Уорхола. Но в то же время другая часть меня чувствует, что это непристойная демонстрация неприкрытого потребительства».

Влияние контекста

В продаже этого полотна Леонардо в полный рост проявилась сила не только маркетинга, но и контекста, в котором продается работа. Предыдущий ценовой рекорд на произведения старых мастеров установило полотно Рубенса «Избиение младенцев», проданное в Лондоне в 2002 году за £49,5 млн. В декабрьской серии торгов этого года самый высокий эстимейт — £5–7 млн за полотно «Святой Франциск и брат Лео размышляют о смерти» Эль Греко на Christie’s. Так что в этом окружении эстимейт Леонардо выглядел бы уязвимо неуместным. Но в то же время, как это ни нелепо, нам все привычней видеть лоты дороже $100 млн, когда речь идет о современном искусстве. Кроме того, «Спаситель мира» хорошо известен в небольшом и компетентном кругу коллекционеров старых мастеров, где вопрос о его состоянии вызывает бурные дискуссии. Однако в глазах аудитории торгов современного искусства чрезмерная известность полотна никак ему не повредила.

Пампулидес надеется, что эта сделка поможет привлечь новых коллекционеров, но в то же время считает, что «тот факт, что в Christie’s решили выставить картину на торги современного искусства, создает впечатление, что они не очень-то уверены в рынке старых мастеров. Какая ирония». Директор лондонской галереи Agnew’s Энтони Кричтон-Стюарт согласен с ним: «На рынок старых мастеров в целом эта продажа произвела хоть и, безусловно, не отрицательный, но все-таки минимальный эффект, который дополнительно ослабило решение Christie’s выставить полотно на торги послевоенного и современного искусства». Другой лондонский дилер Джонни ван Хефтен не согласен с такой оценкой: «Благодаря этому старые мастера снова попали в центр внимания и оказались не менее ценными, чем модернизм и современное искусство. Идея выставить картину на торги современного искусства была гениальной — покупателям такой уровень цен куда привычнее».

Но полотно Леонардо было обеспечено гарантией третьей стороны — и это, пожалуй, одно из самых крупных изменений в индустрии, произошедших в этом году. Гарантии «до последнего времени оставались по большей части практикой, применяющейся в сфере современного искусства и модернизма», говорит арт-консультант Гарри Смит. Кроме того, продажа «Спасителя мира» слишком похожа на несистемную. «Современный коллекционер непостоянен, он легко порхает от предмета к предмету и покупает понравившиеся вещи из самых разных областей, а это значит, что все попытки выявить какие-либо тенденции будут тщетными, — говорит Кричтон-Стюарт. — Очень немногие занимаются составлением полноценных коллекций в какой-то одной области». Когда-то сильный, сегодня рынок нидерландской и фламандской живописи золотого века совершенно сдулся, и, как сказал глава лондонского отдела искусства старых мастеров Sotheby’s Эндрю Флетчер о своем декабрьском аукционе, «20 лет назад он был бы переполнен произведениями голландцев XVII века. В этом году их почти нет».

Традиционные представления о том, что такое «коммерчески перспективное» произведение, перевернулись с ног на голову: кровавые сцены и уродливые портреты, считавшиеся раньше гарантированным коммерческим провалом, стали теперь предметом вожделения — вероятно, потому, что мы привыкли к тому, что произведения современного искусства пытаются нас шокировать. На торгах Sotheby’s 6 декабря одному из последних портретов Тициана поставили верхний эстимейт всего в £1,5 млн не в последнюю очередь из-за того, что на нем изображен ничем не примечательный лысеющий адмирал. Арт-консультант Гарри Смит напоминает о том, что на июльских торгах Sotheby’s портрет «старой уродливой птицы» Элизабет (придворной шутихи Анны Венгерской) кисти Яна Сандерса ван Хемессена был продан за £2,2 млн (с комиссией) против эстимейта в £400–600 тыс. Флетчер добавляет, что за полотно также активно боролся онлайн-участник аукциона, для которого она стала бы первым приобретенным произведением старых мастеров.

«Из-за развития Интернета арт-дилеры потеряли возможность получать на сделках крупную прибыль — кроме тех случаев, когда им удается оправдать ее изменением атрибуции, — говорит Смит. — Поскольку результаты большинства аукционов доступны в Сети, комиссия выплачивается за картины, проданные в частном порядке».

Смит добавляет, что со снижением числа выставляемых на продажу произведений высокого уровня и падением нижнего сегмента этого рынка мир старых мастеров одновременно стал «и менее объемным, и более сконцентрированным». В результате стало возникать большее число таких совместных проектов, как, например, партнерство Colnaghi и Coll & Cortés. Совсем недавно Agnew’s объявила о планах проводить совместные выставки с нью-йоркским галеристом Эмброузом Науманном (сыном Отто Науманна, который отходит от дел и собирается распродать часть собственной коллекции на январских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке) под общей вывеской Agnew’s Naumann. «Дело в том, что работать вместе рациональнее», — говорит Кричтон-Стюарт. Будущее за менее масштабным, но более открытым для экспериментов и сотрудничества рынком. Как говорит директор одной галереи, «по-настоящему крупных коллекционеров очень мало, и мы не можем звонить им каждую неделю».

Спасение в технологиях?

Рекламная кампания полотна Леонардо в значительной степени строилась на видео, и наиболее прогрессивные представители рынка старых мастеров инвестируют в новые технологии, надеясь «оживить» произведения в глазах молодой аудитории, которую так трудно завоевать. Нидерландский музей голландской и фламандской живописи Коллекция Кремера создал виртуальную галерею, в которой представлены все 74 произведения его коллекции. В следующем году виртуальная галерея будет также запущена в формате приложения, доступного любому обладателю гарнитуры виртуальной реальности и смартфона, поддерживающего платформу Google Daydream. Совместно со стартапом Artmyn в прошедшем январе Sotheby’s создал CGI (сгенерированные при помощи компьютерных технологий) видеомодели своих ключевых лотов, и в том числе пейзажа Тернера «Эренбрайтштайн», который был куплен в июле за £18,5 млн (с комиссией), став самой дорогой работой старых мастеров, проданной аукционным домом в этом году.

В этом году и Christie’s, и Sotheby’s запустили проходящие исключительно онлайн торги старых мастеров. Любопытно, что первый такой аукцион Sotheby’s был посвящен копиям, и цены на нем варьировались от £500 до £20 тыс. Из 52 лотов было продано 83%, и почти треть из них приобрели новые для Sotheby’s покупатели. Этот процент продаж выше обычных для аукционов старых мастеров показателей, что неизбежно вызывает два вопроса: действительно ли мертв нижний сегмент рынка и не смогут ли онлайн-аукционы в будущем прийти на смену традиционным дневным торгам?

Материалы по теме
Просмотры: 3359
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru