The Art Newspaper Russia
Поиск

Почти $3 трлн будет потрачено на искусство в ближайшие десять лет

Так считает консалтинговая компания Deloitte, которая также предсказывает волатильность арт-рынка и необходимость улучшения его регуляции на основе самоуправления

Йинка Шонибаре. «Конец империи». Фото: Stephen Friedman Gallery,  London / Stephen White

Йинка Шонибаре. «Конец империи». Фото: Stephen Friedman Gallery,  London / Stephen White

Сверхбогатые покупатели к 2026 году потратят на искусство $2,7 трлн — так говорит пятый ежегодный отчет «Искусство и финансы» консалтинговой компании Deloitte, который был представлен 8 ноября на ее конференции в Милане. Отчет также поднял вопрос прозрачности и доверия на арт-рынке: 48% опрошенных коллекционеров считают, что это является главной проблемой. При этом исправлять ситуацию управляющие капиталами, коллекционеры и эксперты в сфере искусства предпочли бы собственными силами, а не в формате государственного вмешательства.

Авторы отчета, директор Deloitte в Люксембурге Адриано Пичинати ди Торчелло и управляющий директор исследовательской фирмы ArtTactic Андерс Петтерсон, наблюдают «увеличение доли искусства в сфере услуг для обеспеченных людей, а также активное взаимодействие между заинтересованными сторонами в том, что касается достижения большей прозрачности арт-рынка».

Помимо обзора мирового рынка, который показал значительный рост спроса на африканское искусство и снижение активности покупателей в Юго-Восточной Азии, отчет представил исследование «Искусство и управление частным капиталом». В этом году данные для него предоставили 69 частных банков, а также 155 арт-экспертов и 107 коллекционеров из разных стран. Дополнительная информация была получена с помощью аукционных домов, художественных фондов и трастов.

Исследование показало, что не только искусство все чаще рассматривается как инвестиция, но и обладание им считается престижным: 63% опрошенных коллекционеров признались, что главной причиной покупки предметов искусства стало желание повысить свой статус. Однако, в отличие от филантропов прошлых лет, только 5% респондентов готовы пожертвовать свои коллекции музеям, в то время как 67% намерены передать их по наследству.

Экономика рынка, где сделки совершаются преимущественно по устной договоренности, все еще представляет собой проблему. Такая особенность не позволяет банкам и кредитным организациям войти на этот рынок, притом что искусство все активнее рассматривается ими как класс активов. В исследовании отмечается, что 75% опрошенных управляющих капиталом критикуют недостаточную прозрачность арт-рынка, а 65% считают, что нерегулируемая природа рынка «остается главным препятствием». Несмотря на то что постепенно вводятся новые правила, препятствующие отмыванию денег, по-прежнему сохраняется проблема рисков, ликвидности и неадекватной оценки. Конфликты интересов при заключении сделок беспокоят 65% управляющих и 69% арт-экспертов. Вопросы аутентичности, провенанса и атрибуции досаждают всем, причем 83% управляющих и 81% арт-экспертов считают их основными рисками рынка.

Другой раздел отчета указывает на парадоксы арт-рынка 2017 года. Хотя в целом рынок чувствует себя хорошо и продажи на аукционах Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличились на $1,08 млрд по сравнению с тем же периодом прошлого года, в первом полугодии 2017 года уровень доверия участников рынка («индикатор доверия» у ArtTactic) снизился на 13,4%. Нервозность участников объясняется многими факторами — от геополитической нестабильности до использования аукционами финансовых гарантий с целью получения особо ценных лотов. Авторы отчета размышляют, «не начало ли это глобальных изменений на мировом рынке искусства», и задаются вопросом, «может ли волатильность арт-рынка увеличиться из-за того, что покупатели предметов искусства стали инвестировать в них и полагаться на короткие инвестиционные горизонты».

Ответ может зависеть от поведения сверхбогатой прослойки населения — тех, чей капитал превышает 30 млн; ожидается, что их количество возрастет на 43% за следующее десятилетие.

Материалы по теме
Просмотры: 2751
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
5
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
6
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
7
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
8
Контуры великой утопии
Новая книга о Борисе Иофане наглядно демонстрирует, как на протяжении жизни менялись взгляды и методы «архитектора власти».
15 ноября 2019
9
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
10
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru