The Art Newspaper Russia
Поиск

«Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» приехали в Петербург

В Музее Фаберже открылась выставка Парижской школы из коллекции Йонаса Неттера, которая стала известна широкой публике и показывается только последние пять лет. Вслед за Парижем и Миланом ее привезли в Северную столицу

Тематика временных выставок Музея Фаберже все дальше уходит от ювелирного и декоративно-прикладного искусства — на этот раз в залах Шуваловского дворца, который в 1920-е годы был Домом печати и помнит выступления художников филоновской школы и поэтов-обэриутов, показывают живопись Парижской школы, собранную в первой трети XX века Йонасом Неттером. Неттер, покупавший модернистскую живопись наравне с Сергеем Щукиным и Альфредом Барнсом, — единственный француз в этом ряду коллекционеров. Он занялся активным собирательством в 1915 году при поддержке маршана Леопольда Зборовского, и его собрание сейчас считается одним из лучших и значительных.

В Музее Фаберже выставлено всего 120 произведений, и от первоклассной живописи в залах сразу становится тесно. Основные мастера в собрании представлены здесь монографически и слитно. Это больше 20 картин Хаима Сутина, датированных периодом с 1917 по 1928 год, больше 10 — Амедео Модильяни между 1916 и 1919 годом, свыше 15 городских пейзажей Мориса Утрилло 1910-х годов, а также работы Сюзанны Валадон, Моисея Кислинга — Йонас Неттер покупал не отдельные вещи, а понравившегося художника в целом. Наравне с ними экспонируются два больших полотна Андре Дерена, одно из которых — «Большие купальщицы» 1908 года — стоит в истории искусства рядом с «Авиньонскими девицами» Пабло Пикассо и двумя эрмитажными панно Анри Матисса.

Помимо имен, не нуждающихся в рекламе, еще один зал отведен менее известным художникам, работавшим в Париже в 1910–1920-х годах. В отличие от главных произведений выставки, которые выделены резким театральным светом, эти работы второго плана выигрывают благодаря более естественному и спокойному освещению.

Директор Музея Фаберже особо подчеркивает то внимание, которое уделяется выставочному свету, но точно взятая прожекторами по периметру живопись превращается в плоские картинки. На Модильяни или Сутине как образцовых модернистских фигурах массовый интерес сфокусирован более чем достаточно, и их живопись требует скорее вдумчивого рассматривания, чем нагнетания зрительских эмоций. Как думается, это хорошо понимал сам Йонас Неттер — его портрет работы Кислинга встречает посетителей у входа на выставку.

Музей Фаберже
Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса
25 ноября – 25 марта 2018

Материалы по теме
Просмотры: 12281
Популярные материалы
1
Фильмы об искусстве можно смотреть бесплатно на Nonfiction.film
Онлайн-кинотеатр Центра документального кино дарит бесплатную подписку на десять дней.
26 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
5
Почему защищают «грелку»
Павильон на Патриарших прудах так дорог местным жителям, что они противятся его реконструкции.
26 марта 2020
6
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
9
Арестованы воры, пытавшиеся вынести камни из собора Нотр-Дам
По всей вероятности, пьяные злоумышленники собирались продать украденное на черном рынке.
25 марта 2020
10
Где смотреть видеоарт, чтобы не скучать во время карантина
Пока музеи и галереи закрыты, можно погрузиться в мир цифрового искусства и новых медиа.
25 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru