The Art Newspaper Russia
Поиск

О призраках, рыцарях, театре и политике

О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров

Выставка «Призрак — рыЦАРЬ» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» продолжает готическую сагу, что была начата в прошлом году проектом-исследованием «Ожившая пьеса императрицы», посвященным никому почти не известной готической новелле государыни Екатерины II. Весной этого года фонд IN ARTIBUS и Государственный музей архитектуры впервые в истории представили самую исчерпывающую на сегодняшний день выставку-версию «готического вкуса» века Просвещения во всех областях культуры и искусства (литература, архитектура, изоискусство, быт, театр, философия и эстетика). Восемь разделов выставки предъявили феномен этого вкуса прежде всего как некую метафору, помогавшую людям века Просвещения собрать свой мир. В нем Средневековье отвечает не позитивистской точной исторической науке, а поэтической аллюзии, отправляющей в дебри тайного знания, возвышенных тем, в миры ужасного и иррационального — того, что было вытеснено здравым смыслом Просвещения.

Мерцающие сюжеты, сверкающие хрупкие шпили театрализованных строений в «готическом вкусе» странным образом узнают себя в современной культуре, избегающей постмодернистских цитат ради проблесков истины в странном сочетании несочетаемого, ощущении неощущаемого, нарушении норм и конвенций. Эта метамодернистская стратегия определила образ программы «Призрак — рыЦАРЬ», посвященной самому эксцентричному правителю на российском престоле — Павлу I.

Один из лейтмотивов новой выставки — опасная близость театра и большой политики. Павла I называли «русским Гамлетом». Невероятное сходство вымышленной биографии Гамлета, ставшего жертвой династийных преступлений, и Павла Петровича, заложника преступлений российского трона, возможно, определили особую, фанатичную даже, страсть великого князя, затем императора к театральному искусству. Театр Павел обожал, тонко понимал и был не прочь использовать приемы и риторику этого вида искусства. Многие политические послания он филигранно стилизовал под изощренную фабулу старинных пьес с «готическим» сюжетом. Кульминацией оказался написанный незадолго до насильственной смерти вызов государям Европы на рыцарский турнир ради честного поединка и решения в нем всех споров и интриг. Инсценировка этого вызова очень сложна и насыщенна многими романтическими и сценическими реминисценциями. Зная трагические последствия публикации этого вызова, сегодня особенно остро чувствуешь, сколь опасен мезальянс театра с его особым простодушием и бескорыстием и изуверской большой политики. «Вызов» Павла становится кульминацией нашей выставочной программы.

К проекту привлечена впечатляющая команда российских современных художников. Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ специально для выставки создают настенные росписи, живопись, скульптуру и инсталляции. А режиссеры Андрей Сильвестров, Юлия Овчинникова и Влад Латош вместе с актерами-выпускниками Школы-студии МХАТ «оживляют» документы эпохи Павла I и тексты готических романов и поэзии. Доспехи Павла I примерит на себя Петр Скворцов, знакомый по фильму Кирилла Серебренникова «Ученик».

Одновременно с выставкой «Призрак — рыЦАРЬ» откроется первый в России интернет-ресурс «Роман готического вкуса», посвященный феномену «готического вкуса» во всех его интригующих аспектах.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Призрак — рыЦАРЬ
25 ноября 2017 — 1 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 2856
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru