The Art Newspaper Russia
Поиск

Нежная готика Баженова

Выставку к юбилею великого архитектора, сделанную совместно с Музеем архитектуры, фонд IN ARTIBUS сопроводил каталогом, монументальным во всех смыслах

Если верить Сергею Хачатурову, автору выставочной концепции, статьей которого открывается этот внушительный «кирпич», понятие «готика» было в XVIII столетии таким же универсальным и, соответственно, размытым, как в ХХ веке слова «реализм» и «постмодернизм», так что подвести под него можно все что угодно. «Готика» обозначала «ту территорию культуры, что не согласуется с „правильным“ („изящным“) вкусом, в нашем нынешнем понимании ассоциирующимся с неоклассицизмом» Англии, Германии, Франции и России. Готика оппонировала «иссушающему свету рассудочного знания», поэтому шла навстречу нарождающемуся романтизму с его бегством в «экзотические обстоятельства», «двоемирием» и культом меланхолических руин.

По сути, этот двуязычный (все русские тексты дублируются здесь английскими), превосходно иллюстрированный каталог является не только изданием, описывающим выставку, поделенную между Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева и фондом IN ARTIBUS, но и коллективной монографией, в восьми статьях наглядно показывающей самые различные изводы «готической темы» в русской архитектуре и непосредственно в творчестве Василия Баженова. Так, академик Дмитрий Швидковский объясняет, что, в отличие от «китайщины», пришедшей в Россию через вторые руки, интерес к зодчеству европейского Средневековья был занесен к нам непосредственно из Великобритании (и именно английской версии этого стиля посвящено эссе Николая Молока). Автор этапной монографии о машинерии барочного театра Анна Корндорф логично посвящает свое исследование готическим мотивам в театре Просвещения. Светлана Усачева из Третьяковской галереи и историк архитектуры Сергей Клименко завершают эту коллекцию статей очерками на тему «древнерусское как готическое»: об осознании ценности памятников российской старины и о первых опытах реставрации древнерусских построек. Стефан Гесслер, исследователь из Сорбонны, объясняет, как именно Баженов переводил элементы «готического вкуса» на архитектурный язык своего времени и своей культуры, а историк искусства Сергей Кузнецов, точно под увеличительным стеклом, рассматривает стрельчатые арки на дорической колонне, один из важнейших элементов баженовского стиля (а также архитекторов его времени), как важнейший способ «архитектурно-пространственной репрезентации власти в Российской империи» времен Екатерины Великой. Эта статья начинается с рассказа о небывалом скандале, который вызвал проект императорской резиденции, что по проекту Баженова начали строить в Царицыне.

Два одинаковых симметричных павильона-дворца, уже полностью возведенные, в 1762 году приказали снести, хотя, как пишет исследователь, «нет сомнения в участии самой заказчицы в утверждении предварительных планов» этих сооружений. Причин разрушения главной части ансамбля могло быть несколько, в том числе связанных с тем, что реализация замысла Баженова была неожиданно признана «архаичной».

Материалы по теме
Просмотры: 2872
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
7
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
8
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru