The Art Newspaper Russia
Поиск

Издан иллюстрированный альбом к 90-летию Алексея Каменского

Книга рассказывает о неторопливой и выстраданной эволюции творчества мастера, не поддающегося привычной классификации

Деля художников советского времени на «официальных» и «неофициальных», мы автоматически впадаем в грех упрощения действительности. Так якобы удобнее в ней ориентироваться. Хотя отыскать примеры, ставящие под сомнение правомерность этой схемы, совершенно несложно, и фигура Алексея Каменского (1927–2014), без сомнения, относится к их числу.

Назвать официальным художником человека, который, не имея мастерской, три десятка лет работал в коммуналке, зарабатывал на жизнь преподаванием в Заочном народном университете искусств — известном некогда «гнезде вольнодумцев», а главное, который в грош не ставил казенные идейные установки, было бы странно. Но и отнести его к неофициальным авторам не особо получается: в нонконформистские круги он не входил, в подпольных выставках не участвовал — словом, в тех «списках не значился».

Сын футуриста Василия Каменского со временем распознал глубину и силу былого авангардного искусства, однако сам внешних признаков авангардности не проявлял. Соприкосновение с советской системой художественной педагогики оказалось для него травматичным, но на собственную дорогу он выбирался по очень личным вехам, без оглядки на «конформизм» или «протест».

В книге, выпущенной к 90-летию художника, заметны элементы авторской кухни, и это явно сделано намеренно. Да и вообще визуальные ряды здесь декларативно непарадные. Скажем, включено много набросков разных лет, что отменяет все подозрения в юбилейной торжественности. Схожим образом устроена и текстовая часть: издатели отказались от искусствоведческих статей с «разборами и установками», ограничившись мемуарами людей из числа «своих» — коллег, учеников, родственников, друзей. В результате рассказ о художнике оказывается столь насыщен человеческими деталями, что у кого-то из читателей может возникнуть вопрос: а где же тут про искусство — о чем оно и как его понимать?

Однако на самом деле от темы искусства никто из мемуаристов не уходит дальше расстояния вытянутой руки. Алексей Каменский как личность моментально отождествляется с Каменским-художником в любом из фрагментов книги, и прежде всего там, где приведена его прямая речь. Ее не так много, и оттого она становится еще более веской. 

Каменский А. Удаляя лишнее. М.: 2К, 2017. 248 с., ил.

Просмотры: 1872
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru