The Art Newspaper Russia
Поиск

Издан иллюстрированный альбом к 90-летию Алексея Каменского

Книга рассказывает о неторопливой и выстраданной эволюции творчества мастера, не поддающегося привычной классификации

Деля художников советского времени на «официальных» и «неофициальных», мы автоматически впадаем в грех упрощения действительности. Так якобы удобнее в ней ориентироваться. Хотя отыскать примеры, ставящие под сомнение правомерность этой схемы, совершенно несложно, и фигура Алексея Каменского (1927–2014), без сомнения, относится к их числу.

Назвать официальным художником человека, который, не имея мастерской, три десятка лет работал в коммуналке, зарабатывал на жизнь преподаванием в Заочном народном университете искусств — известном некогда «гнезде вольнодумцев», а главное, который в грош не ставил казенные идейные установки, было бы странно. Но и отнести его к неофициальным авторам не особо получается: в нонконформистские круги он не входил, в подпольных выставках не участвовал — словом, в тех «списках не значился».

Сын футуриста Василия Каменского со временем распознал глубину и силу былого авангардного искусства, однако сам внешних признаков авангардности не проявлял. Соприкосновение с советской системой художественной педагогики оказалось для него травматичным, но на собственную дорогу он выбирался по очень личным вехам, без оглядки на «конформизм» или «протест».

В книге, выпущенной к 90-летию художника, заметны элементы авторской кухни, и это явно сделано намеренно. Да и вообще визуальные ряды здесь декларативно непарадные. Скажем, включено много набросков разных лет, что отменяет все подозрения в юбилейной торжественности. Схожим образом устроена и текстовая часть: издатели отказались от искусствоведческих статей с «разборами и установками», ограничившись мемуарами людей из числа «своих» — коллег, учеников, родственников, друзей. В результате рассказ о художнике оказывается столь насыщен человеческими деталями, что у кого-то из читателей может возникнуть вопрос: а где же тут про искусство — о чем оно и как его понимать?

Однако на самом деле от темы искусства никто из мемуаристов не уходит дальше расстояния вытянутой руки. Алексей Каменский как личность моментально отождествляется с Каменским-художником в любом из фрагментов книги, и прежде всего там, где приведена его прямая речь. Ее не так много, и оттого она становится еще более веской. 

Каменский А. Удаляя лишнее. М.: 2К, 2017. 248 с., ил.

Просмотры: 2675
Популярные материалы
1
Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны
Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км.
05 августа 2020
2
Музеи и галереи в Бейруте пострадали в результате мощного взрыва
Несколько музеев и галерей в столице Ливана сильно повреждены либо полностью разрушены ударной волной и пожаром.
05 августа 2020
3
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
4
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
5
В Тейт представляют забытую на складе серию работ Энди Уорхола
На выставке показывают, как Уорхол включился в борьбу, которая продолжается до сих пор.
05 августа 2020
6
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
7
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
8
Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами.
05 августа 2020
9
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
10
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru