18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ольга Страда: «Образы Фиорони — попытка показать скрытый от глаз женский мир»

В ММОМА в рамках Московской биеннале открывается выставка Джозетты Фиорони «60-е в Риме». Директор Института итальянской культуры Ольга Страда объяснила, почему художница становится сейчас все более популярной в Италии и в мире

Джозетта Фиорони — одна из главных фигур в группе художников 1960-х, которых принято считать итальянскими мастерами поп-арта. Но в названии ее московской выставки фигурирует не поп-арт, а Рим 1960-х. Почему?

Да, на Венецианской биеннале 1964 года, ставшей триумфом американского поп-арта, в итальянском павильоне показали римских художников группы «Школа пьяцца дель Пополо», считавшихся итальянскими представителями поп-арта: это Франко Анджели, Пино Паскали, Марио Скифано, Тано Феста, Джозетта Фиорони и другие. Но поп-арта в его традиционном понимании в Италии не было. Конечно, в иконографии, стилистике работ художников этой группы было много от американского поп-арта, но и больше, чем у американцев, рефлексии на тему отношения к послевоенному обществу с его бумом потребления — не говоря уже о том, что за спиной итальянцев стояла и большая культурная традиция. А почему именно Рим здесь важен, тоже объяснимо: после войны он стал средоточием интеллектуальной и художественной жизни, которая концентрировалась вокруг римской галереи «Тартаруга». Ее хозяин Плинио де Мартис первым в Италии стал выставлять Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, Марка Ротко, Сая Твомбли, Ива Кляйна, а также молодых итальянцев, таких уже неоспоримых сегодня величин, как Марио Скифано, Энрико Кастеллани, Пьеро Мандзони, Яннис Кунеллис. Там же в 1961 году состоялась первая персональная выставка Фиорони, а в 1968-м был показан ее имевший большой успех перформанс La Spia ottica («Оптический шпионаж»), где любой желающий мог наблюдать в глазок за действиями молодой женщины в интимном пространстве ее спальни.

И все-таки, почему для знакомства московского зрителя с этим направлением в итальянском искусстве 1960-х вы остановили свой выбор на Фиорони?

Джозетта Фиорони — знаковая для своего времени фигура с узнаваемым стилем и собственным мироощущением, к тому же единственная женщина в группе римских представителей поп-арта. Она создала свою эстетику, отличную от традиционного поп-арта, серебристо-монохромную с эффектом спонтанности. И логично, что интерес к ее творчеству не только не угасает, но и продолжает неуклонно расти как в Италии, так и в мире. В прошлом году в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла очень хорошая выставка итальянского искусства 1960-х, где были работы и Фиорони. В мае ее перформанс 1974 года в римском Палаццо делле Эспозициони вновь показали на арт-ярмарке Frieze в Нью-Йорке. Его включил в свой проект для Фонда Prada в Милане и наш современник Франческо Веццоли.

Перформанс Фиорони можно увидеть на московской выставке?

Да, он будет проходить два раза в неделю, по выходным дням, а роль ее героини там играет итальянская актриса Ирене Мускара. Если же говорить о выставке в целом, то ее кураторы Марко Менегуццо и Пьеро Машитти отобрали для показа в Москве более 50 работ, главным образом из самой знаменитой серии Argenti 1960-х годов с идеограммами из лиц, пейзажей и фигур, преимущественно женских, нанесенных на холст промышленной алюминиевой краской. Именно они принесли художнице мировую известность после показа на той исторической биеннале в Венеции в 1964 году.

В последнее время интерес к творчеству художников-женщин переживает настоящий бум. В крупнейших музеях одна за другой проходят их ретроспективы. Объясняется ли выбор Фиорони отчасти и тем, что она работает с женской темой?

Женская тема действительно центральная в творчестве Фиорони, но ее никогда не привлекал феминизм как таковой, вторая волна которого пришлась именно на 1960-е. Художница не раз подчеркивала это. Куда больше ее интересовал сентиментальный, меняющийся внутренний мир современной женщины. Ее образы — это своего рода рефлексия, попытка понять себя и через себя показать этот скрытый от посторонних глаз женский мир. Об этом и уже упомянутый перформанс Фиорони, который на московской выставке получил название «Оптический глазок». Чтобы понять женщину, посетителям предлагается заглянуть через щелку в интимный мир ее спальни — порою у тайного наблюдателя может возникнуть чувство неловкости.

Какие еще выставки при поддержке Института итальянской культуры в Москве ждать в ближайшее время?

Как и выставка Фиорони, в рамках параллельной программы Московской биеннале в музее-заповеднике «Архангельское» 19 сентября откроется выставка известной миланской художницы Кьяры Динис, двух ее монументальных инсталляций. А в Мультимедиа Арт Музее, где мы уже успели в этом году показать работы фотографа Элизабетты Каталано, а в 2016-м — итальянского минималиста Пино Пинелли, в середине сентября откроется выставка классика итальянской фотографии Марио Джакомелли — 120 снимков, тоже в рамках Московской биеннале.

И напоследок традиционный вопрос: собирается ли Институт итальянской культуры и дальше знакомить московского зрителя с итальянским искусством ХХ века и современным художниками?

Да, несомненно. К концу следующего года вместе с Музеем современной истории России мы готовим большую ретроспективу практически неизвестного российской публике Антонио Лигабуэ, замечательного художника-самоучки, работавшего в первой половине ХХ века, его называют итальянским Ван Гогом. А с Московским музеем современного искусства мы готовим ретроспективу Альберто Бурри, сопоставимую по масштабу с той, что прошла в МоМА в Нью-Йорке. Еще в планах показ итальянского искусства 1930-х годов, тоже практически белой страницы для российской публики. Над ней уже два года мы ведем активную работу с куратором из Турина Джорджиной Бартолино.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+