The Art Newspaper Russia
Поиск

Ольга Страда: «Образы Фиорони — попытка показать скрытый от глаз женский мир»

В ММОМА в рамках Московской биеннале открывается выставка Джозетты Фиорони «60-е в Риме». Директор Института итальянской культуры Ольга Страда объяснила, почему художница становится сейчас все более популярной в Италии и в мире

Джозетта Фиорони — одна из главных фигур в группе художников 1960-х, которых принято считать итальянскими мастерами поп-арта. Но в названии ее московской выставки фигурирует не поп-арт, а Рим 1960-х. Почему?

Да, на Венецианской биеннале 1964 года, ставшей триумфом американского поп-арта, в итальянском павильоне показали римских художников группы «Школа пьяцца дель Пополо», считавшихся итальянскими представителями поп-арта: это Франко Анджели, Пино Паскали, Марио Скифано, Тано Феста, Джозетта Фиорони и другие. Но поп-арта в его традиционном понимании в Италии не было. Конечно, в иконографии, стилистике работ художников этой группы было много от американского поп-арта, но и больше, чем у американцев, рефлексии на тему отношения к послевоенному обществу с его бумом потребления — не говоря уже о том, что за спиной итальянцев стояла и большая культурная традиция. А почему именно Рим здесь важен, тоже объяснимо: после войны он стал средоточием интеллектуальной и художественной жизни, которая концентрировалась вокруг римской галереи «Тартаруга». Ее хозяин Плинио де Мартис первым в Италии стал выставлять Виллема де Кунинга, Роберта Раушенберга, Марка Ротко, Сая Твомбли, Ива Кляйна, а также молодых итальянцев, таких уже неоспоримых сегодня величин, как Марио Скифано, Энрико Кастеллани, Пьеро Мандзони, Яннис Кунеллис. Там же в 1961 году состоялась первая персональная выставка Фиорони, а в 1968-м был показан ее имевший большой успех перформанс La Spia ottica («Оптический шпионаж»), где любой желающий мог наблюдать в глазок за действиями молодой женщины в интимном пространстве ее спальни.

И все-таки, почему для знакомства московского зрителя с этим направлением в итальянском искусстве 1960-х вы остановили свой выбор на Фиорони?

Джозетта Фиорони — знаковая для своего времени фигура с узнаваемым стилем и собственным мироощущением, к тому же единственная женщина в группе римских представителей поп-арта. Она создала свою эстетику, отличную от традиционного поп-арта, серебристо-монохромную с эффектом спонтанности. И логично, что интерес к ее творчеству не только не угасает, но и продолжает неуклонно расти как в Италии, так и в мире. В прошлом году в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла очень хорошая выставка итальянского искусства 1960-х, где были работы и Фиорони. В мае ее перформанс 1974 года в римском Палаццо делле Эспозициони вновь показали на арт-ярмарке Frieze в Нью-Йорке. Его включил в свой проект для Фонда Prada в Милане и наш современник Франческо Веццоли.

Перформанс Фиорони можно увидеть на московской выставке?

Да, он будет проходить два раза в неделю, по выходным дням, а роль ее героини там играет итальянская актриса Ирене Мускара. Если же говорить о выставке в целом, то ее кураторы Марко Менегуццо и Пьеро Машитти отобрали для показа в Москве более 50 работ, главным образом из самой знаменитой серии Argenti 1960-х годов с идеограммами из лиц, пейзажей и фигур, преимущественно женских, нанесенных на холст промышленной алюминиевой краской. Именно они принесли художнице мировую известность после показа на той исторической биеннале в Венеции в 1964 году.

В последнее время интерес к творчеству художников-женщин переживает настоящий бум. В крупнейших музеях одна за другой проходят их ретроспективы. Объясняется ли выбор Фиорони отчасти и тем, что она работает с женской темой?

Женская тема действительно центральная в творчестве Фиорони, но ее никогда не привлекал феминизм как таковой, вторая волна которого пришлась именно на 1960-е. Художница не раз подчеркивала это. Куда больше ее интересовал сентиментальный, меняющийся внутренний мир современной женщины. Ее образы — это своего рода рефлексия, попытка понять себя и через себя показать этот скрытый от посторонних глаз женский мир. Об этом и уже упомянутый перформанс Фиорони, который на московской выставке получил название «Оптический глазок». Чтобы понять женщину, посетителям предлагается заглянуть через щелку в интимный мир ее спальни — порою у тайного наблюдателя может возникнуть чувство неловкости.

Какие еще выставки при поддержке Института итальянской культуры в Москве ждать в ближайшее время?

Как и выставка Фиорони, в рамках параллельной программы Московской биеннале в музее-заповеднике «Архангельское» 19 сентября откроется выставка известной миланской художницы Кьяры Динис, двух ее монументальных инсталляций. А в Мультимедиа Арт Музее, где мы уже успели в этом году показать работы фотографа Элизабетты Каталано, а в 2016-м — итальянского минималиста Пино Пинелли, в середине сентября откроется выставка классика итальянской фотографии Марио Джакомелли — 120 снимков, тоже в рамках Московской биеннале.

И напоследок традиционный вопрос: собирается ли Институт итальянской культуры и дальше знакомить московского зрителя с итальянским искусством ХХ века и современным художниками?

Да, несомненно. К концу следующего года вместе с Музеем современной истории России мы готовим большую ретроспективу практически неизвестного российской публике Антонио Лигабуэ, замечательного художника-самоучки, работавшего в первой половине ХХ века, его называют итальянским Ван Гогом. А с Московским музеем современного искусства мы готовим ретроспективу Альберто Бурри, сопоставимую по масштабу с той, что прошла в МоМА в Нью-Йорке. Еще в планах показ итальянского искусства 1930-х годов, тоже практически белой страницы для российской публики. Над ней уже два года мы ведем активную работу с куратором из Турина Джорджиной Бартолино.

Просмотры: 3039
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
7
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru