The Art Newspaper Russia
Поиск

Лидерами аукционов импрессионизма и модернизма в Нью-Йорке стали Бранкузи, Пикассо и Малевич

Коллекционеры из Азии, США и России охотятся за кубизмом, русским авангардом и модернистской скульптурой начала ХХ века, а импрессионисты ушли в тень

Большую аукционную неделю в Нью-Йорке открыл 15 мая Christie’s вечерними торгами «Искусство импрессионизма и модернизма». В общей сложности они принесли $289 млн (все цены указаны с учетом комиссионных сборов). Представители аукционного дома сообщили, что это лучший результат в данной категории за семь лет. В то же время по сравнению с последними крупными торгами Christie’s в этой категории — мартовским аукционом в Лондоне — несколько снизилась доля проданных лотов: 78% против 91%.

Самым дорогим лотом Christie’s стала бронзовая скульптура 1913 года Константина Бранкузи «Спящая муза», которая ушла с молотка за $57,4 млн. Это новый рекорд цены для произведений известного французского скульптора румынского происхождения, одного из ярких представителей Парижской школы. «Спящая муза» — первая работа художника из серии скульптур в форме яйца, своего рода визитной карточки Бранкузи и ключевого образа абстрактной скульптуры. Существует шесть версий этой скульптуры, выполненных в бронзе; они хранятся в собраниях Центра Помпиду в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Чикагского института искусств и в частных коллекциях.

Несколько коллекционеров боролись за портрет легендарной музы Пабло Пикассо Доры Маар, и в итоге его «Сидящая женщина в голубом платье» 1939 года ушла за $45 млн неизвестному покупателю, участвовавшему в аукционе по телефону через Ребекку Вэй, главу Christie’s в Азии. Последнее обстоятельство позволило некоторым наблюдателям предположить, что картина досталась азиатскому коллекционеру.

В остальном атмосферу в зале едва ли можно было назвать оживленной, и лоты уходили по вполне ожидаемым ценам. Впрочем, руководитель отдела продаж Christie’s Джессика Фертиг назвала этот аукцион «великой ночью кубизма», говоря о впечатляющих результатах продаж «Столика» Жоржа Брака за $10,1 млн при эстимейте $4–6 млн и композиции Василия Кандинского 1925 года за $8,3 млн при предварительной оценке $5–7 млн. Ложкой дегтя в этом ряду стало отсутствие конкуренции за «Натюрморт с механическими элементами» Фернана Леже; в итоге картина досталась единственному заинтересованному покупателю за $11,4 млн.

На торгах в сегменте импрессионизма и модернизма в последние годы стабильно лидирует модернизм, то есть искусство начала ХХ века, именно там случается подавляющее большинство громких продаж и рекордов. Что касается произведений импрессионистов, то на аукционе Christie’s в понедельник можно было отметить разве что продажу пейзажа Клода Моне за скромные для художника $4,7 млн. Изображение той же дороги в Лувесьене, сделанное примерно в то же время (около 1870 года) Камилем Писсарро, осталось непроданным.

На следующий день, 16 мая, состоялись вечерние торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s, которые прошли куда более энергично, но принесли аукционному дому значительно меньше — $173,8 млн. Результат получился менее значительным, чем у конкурента, в первую очередь из-за того, что в последний момент с торгов сняли картину Эгона Шиле, на которую в Sotheby’s делали основную ставку (ранняя работа австрийского экспрессиониста «Даная», написанная в 1909 году, оценивалась в диапазоне от $30 млн до $40 млн). В итоге самым дорогим лотом стала «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» Казимира Малевича, которая ушла с молотка за $21,2 млн. Международный директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Саймон Шоу отметил, что за картину 1915 года бились коллекционеры аж с трех континентов. Финальная ставка в $18,6 млн сорвала овации. Говоря об итогах аукциона, Шоу отметил, что он в восторге от той борьбы, которая развернулась в зале: в среднем за каждый лот сражались четверо покупателей. «Торги шли уверенно, а публика была интернациональной», — сказал он.

Ожесточенная битва развернулась за бронзовую скульптуру сюрреалиста Макса Эрнста: аукционист принимал ставки сразу от десяти претендентов в разных частях зала, и в конце концов цена на работу выросла до рекордных для художника $16 млн, намного превысив предварительную оценку в $4–6 млн. Победителем стал покупатель, торговавшийся по телефону.

Вообще последние пару дней оказались удачными для скульпторов модернизма. Новый рекорд был установлен на произведение Диего Джакометти, швейцарского архитектора и дизайнера, младшего брата прославленного скульптора Альберто Джакометти. Книжный шкаф Диего Джакометти вызвал ажиотаж среди покупателей, поднявших цену на него до $6,3 млн при эстимейте $2–3 млн.

Так же, как и на Christie’s, в разделе импрессионистов Sotheby’s не случилось ничего примечательного: опять Клод Моне, чьи очередные «Кувшинки» еле-еле дотянули до нижнего эстимейта в $14 млн.

Неделя крупнейших торгов в Нью-Йорке продолжается. Посмотрим, как в ближайшие дни пройдут вечерние аукционы современного искусства.

Материалы по теме
Просмотры: 3049
Популярные материалы
1
Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS
Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS.
21 сентября 2017
2
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
3
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
4
Московские музеи эвакуируют из-за сообщений о взрывном устройстве
Среди эвакуированных музеев — ГМИИ им. А.С.Пушкина и Московский музей современного искусства.
21 сентября 2017
5
Что будут покупать на viennacontemporary — 2017
В Вене стартовала одна из самых молодых, но амбициозных международных ярмарок viennacontemporary; 15 галерей-участниц рассказывают о наиболее интересных художниках ярмарки и ценах на них в день открытия.
21 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
8
Ликвидация Международной конфедерации союзов художников запущена
Судебных споров о судьбе МКСХ больше не будет, но ликвидация организации пройдет не быстро.
21 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru