The Art Newspaper Russia
Поиск

«Хармс сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого»

Издательство «Барбарис» собрало в небольшой изысканный томик практически все тексты, что остались от Владимира Стерлигова, ученика Малевича и самого непроявленного поэта-обэриута

Эта книга воскрешает для нас жизнь и творчество художника Владимира Стерлигова (1904–1973), ученика Казимира Малевича и поэта-обэриута, пережившего самые большие беды ХХ века: лагерь, тюрьму и блокаду. Когда его, 30-летнего, арестовали (в Карлаге Стерлигов будет до 1938 года), погиб весь литературный и творческий архив поэта, на допросах его предал ближайший друг. Дальше была Великая Отечественная: в составе артиллерийского полка Стерлигов держал оборону на Карельском перешейке, в январе 1942-го был тяжело контужен, в мае получил разрешение на эвакуацию из блокадного Ленинграда.

Перед самой войной Стерлигов, только-только освободившийся из заключения, встретил Ирину Потапову, специалиста по английской лексикологии и готскому языку. Между опальным художником, лишенным дома (предписание «минус шесть» запрещало ему жить в крупных городах, и в Ленинграде он бывал лишь наездами), быта и близких (сослана и сгинула неизвестно где его гражданская жена Лидия Мейснер-Эренберг), и 25-летней Ириной возникло большое и мощное чувство. Их любовная переписка, случайно обнаруженная в конце 1990-х историком искусства, медиевистом Ириной Стерлиговой (родственницей художника) в римском архиве профессора Университета в Солерно и директора римского Центра Вячеслава Иванова Андрея Шишкина, составила самую важную часть этой прекрасно изданной и пронзительной книги. В сборник вошли также воспоминания Ирины Потаповой, следы которой Стерлигов потерял во время войны (его прощальное письмо возлюбленной датируется 1943 годом), статьи публикаторов и исследования, помещены рисунки и стихи из той самой папки, обнаруженной в Риме.

Именно последняя, опасная и запоздалая, любовь спасла опального обэриута, раздавленного Карлагом. Но именно она стала для Стерлигова испытанием, которое он перенес хуже заключения и войны. Завершение переписки, насыщенной литературными играми и поэтическими экспромтами («Хо! Хо! Хо! А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого», — пишет он Ирине в июньском письме 1941 года), оборвало и творчество поэта, по словам Шишкина, «имя которого еще при его жизни могло бы стоять рядом с именами Хлебникова, Заболоцкого, Хармса, Введенского». «Расставшись с той, кто была его музой, Стерлигов навсегда отказался от сочинения стихов».
Удивительные стихи, до слез трогающие письма — выдающийся эпистолярный памятник людей, зажатых между чумой и холерой. Читать страшно, но оторваться невозможно.

Просмотры: 3271
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
10
Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа.
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru