18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рерих был прав: побережье Финского залива как часть Римской империи

В музее-усадьбе Николая Рериха в Изваре открылась выставка археологических находок «От Нарвы до Волхова во времена Римской империи», подтверждающая, что эти земли входили в зону влияния Древнего Рима

Попытки отыскать вещественные доказательства контактов с Римом народов, живших в I–V веках н.э. на южном побережье Финского залива, предпринимал еще в конце XIX века Николай Рерих. Усадьба семьи знаменитого художника, археолога, писателя и путешественника расположена в Волосовском районе Ленинградской области, на юго-запад от Петербурга, практически рядом с Эстонией. Знаменитый Янтарный путь, который с глубокой древности связывал Балтику и Средиземноморье, не проходил непосредственно по этой территории, но местные прибалтийско-финские племена активно взаимодействовали с племенами, обитавшими вдоль него, и Рерих был уверен, что именно здесь нужно искать следы контактов с древнеримской империей. Он раскопал на территории нынешней Ленинградской области более 150 курганов, активно занимался археологией, но предметных доказательств своей теории тогда не нашел. Только в 80-е годы XX века ленинградские археологи под руководством Евгения Рябинина, возглавлявшего Ижорскую экспедицию, обнаружили первые предметы раннего железного века в могильнике Валговицы. Затем последовали и другие находки, подтвердившие теорию художника. Например, два клада римских монет из окрестностей Копорья.

«Оба клада относятся к категории „ремесленных“, то есть представляют собой запас ценного металлического сырья, — рассказал TANR археолог, старший научный сотрудник музея Иван Стасюк. — Например, два массивных украшения — фибула и шейная гривна — были сломаны еще в древности и предназначались в переплавку. Видимо, клады зарыл мастер — ювелир или литейщик, живший почти два тысячелетия назад». Все латунные монеты в кладах, которые тоже должны были пойти в переплавку (месторождений цветных металлов в этих землях нет), принадлежат двум номиналам — сестерций и дупондий. Наиболее ранняя — сестерций, предположительно, Траяна (II век н.э.), есть сестерции Адриана, Антонина Пия, Фаустины Старшей. Часть из них отчеканены в годы правления императора Тита или ранее, в правление его отца Веспасиана. На выставке также показаны орудия труда, украшения и детали костюма, найденные в ходе исследования археологических памятников эпохи римских влияний на Ижорском плато, в частности комплекс вещей из могильника у деревни Валговицы.

В 2013 году при поддержке Министерства культуры РФ Музеем-усадьбой Н.К.Рериха в Изваре и лабораторией археологии СПбГУ проведены спасательные раскопки могильника Удосолово; часть предметов, которые сейчас можно увидеть, происходят оттуда.

«На нашей выставке представлены практически все предметы периода Древнего Рима, найденные археологами в Ленинградской области, — заключил Иван Стасюк. — Это редкие экспонаты, таких даже в Эрмитаже крайне мало. Но, к сожалению, археологические объекты Ленинградской области очень страдают от мародеров и „черных копателей“».

Выставка открыта до 1 июня.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+