18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дело по картине Брюллова следует пересмотреть

Конституционный суд РФ принял решение, что дело коллекционера Александра Певзнера подлежит пересмотру

Суд признал соответствующими Конституции РФ все нормы и статьи, которые оспаривал немецкий коллекционер Александр Певзнер, но тем не менее посчитал, что решения, вынесенные в его отношении судами общей юрисдикции, подлежат пересмотру в установленном порядке, «если для этого нет иных препятствий».

Из-за «Христа во гробе»

Напомним, в Конституционном суде состоялось рассмотрение жалоб коллекционера Певзнера, в которых он указал, что пункт 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ «допускает незаконное лишение собственника его имущества» и что неопределенность понятия «ухудшение положения лица» в части 6 статьи 401 УПК РФ дает возможность судам по-разному применять ее на практике. Все это, по мнению Певзнера, привело к тому, что он был лишен законно принадлежащего ему имущества, а это является прямым нарушением его конституционных прав.

Коллекционер Александр Певзнер еще в 2003 году пытался привезти из Германии в Государственный Русский музей картину Карла Брюллова «Христос во гробе», законно приобретенную им незадолго до этого в одной из православных общин Брюсселя. Певзнер планировал провести в ГРМ экспертизу картины, чтобы окончательно подтвердить авторство Брюллова, а затем, вероятно, и продать ее музею. Фигурировала даже сумма возможной сделки — примерно $400 тыс.

Но ФСБ обвинила господина Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и «недостоверном декларировании». Картина у владельца была конфискована, он сам вернулся в Германию.

Судебные разбирательства в судах разных инстанций, то затухая, то вновь вспыхивая, продолжались почти 14 лет. В апреле 2016 года коллегия по уголовным делам Верховного суда признала картину подлежащей конфискации как «орудие преступления». Все это время полотно Брюллова находится в спецхране ФСБ.

Теперь, после решения КС, лишившийся картины коллекционер продолжит попытки вернуть свое имущество в судебном порядке.

14 лет спустя

Как рассказал корреспонденту ТANR Максим Крупский, адвокат и представитель Александра Певзнера в Конституционном суде, его доверитель будет добиваться отмены решения Верховного суда.

По мнению адвоката, нынешнее решение КС открывает перед ними новые перспективы, в первую очередь потому, что суд признал лишение имущества объективным ухудшением положения его доверителя.

«Конституционный суд однозначно сказал, что лишение человека права собственности входит в понятие ухудшения его положения, что вызовет позитивный эффект не только для нашего дела, но и для других похожих дел, — считает Максим Крупский. — Несмотря на это, решение КС — достаточно компромиссное, и для других судебных разбирательств оно имеет как позитивные, так и негативные последствия. Я, в частности, не могу согласиться с ним в толковании нормы пункта 1 части 3 статьи 81 УПК, я категорически не согласен с позицией суда.

Оставив в Уголовно-процессуальном кодексе этот механизм в неизменном виде, КС, на мой взгляд, фактически подорвал принцип презумпции невиновности. Теперь получается, что в отсутствие обвинительного приговора у человека можно конфисковать его имущество как орудие преступления? Я не понимаю, как это возможно и это не противоречит Конституции! Если речь идет об „орудии преступления“, должен быть установлен факт совершения преступления и доказана вина этого человека. Иначе непонятно, за что его лишают имущества».

Без срока давности

«В результате такого решения, — считает Крупский, — возникает юридическая коллизия: с одной стороны, человек не признан виновным, поскольку в отношении него отсутствует обвинительный приговор (ст. 14 УПК РФ); с другой стороны, лишение его имущества как „орудия преступления“, которое является не чем иным, как карательной мерой воздействия, опосредованно делает его виновным в совершении этого преступления. Ведь теперь такая конструкция официально признана конституционной».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+