The Art Newspaper Russia
Поиск

Американские классики в Бейруте

Джон Балдессари, Ричард Принс, Урс Фишер, Аллен Рапперсберг в галерее фонда Aïshti Foundation в сердце ливанской столицы

Поднимаясь на 30 этаж шикарных апартаментов бейрутского коллекционера Тони Саламе, обставленных работами звезд художественной сцены, понимаешь, откуда взялась тема американской мечты для новой выставки Aïshti Foundation. На панели рядом с влажностью воздуха и температурой в его гостиной регулируются цвета инсталляций Дэна Флавина и Даниеля Бюрена. Над уставленной семейными портретами полкой висит пара картин Энрико Кастеллани из серии «Красная поверхность». Почтенная публика, сидя в креслах знаменитого израильского дизайнера Рона Арада, обсуждает достоинства работы Урса Фишера на соседней стене и, между делом, грядущую биеннале современного искусства в Шардже. Гости любуются горами и небоскребами на террасе с бассейном, прерываясь на закуски с икрой.

Путешествие в сердце американской мечты на выставке, где представлено около 200 произведений американских художников, начинается с мыслей о Хантере Томпсоне. Перед лифтами в галерею обосновался красный «мустанг», похожий на тот, в котором герои «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» начинали свой трип. Украшенная пикантными картинками машина на самом деле инсталляция обожаемого коллекционером Ричарда Принса. Слева от лифта есть кафе. Зайдя туда на чашечку кофе, можно наткнуться на пару тех самых работ художника, для создания которых он заскриншотил и перенес на холст Instagram-фотографии незнакомых пользователей.

Обходя выставку, ловишь себя на мысли, что многое здесь напоминает хорошую рекламу и вполне могло бы стать частью дизайна какого-нибудь модного лейбла. Скульптуру Кэтрин Эндрюс в виде двухметрового коктейля с алыми губами вместо вишенки дополняют нос и ухо с «билборда» концептуалиста Джона Балдессари. Неподалеку — розовые арки его ученика Алекса Израэля, вылитые заставки культового сериала «Санта-Барбара», прекрасно подходящие для оформления какого-нибудь бутика. Пройдя дальше через лабиринт белых залов, натыкаемся на телеэкран, где по замыслу критика потребительской культуры Джоша Клайна под ненавязчивую музыку сталкиваются водяные струи — напоминает ролики то ли рекламы минеральной воды, то ли освежителя воздуха. Фраза Урса Фишера «Вместо Микеланджело у нас теперь Уолт Дисней» обретает на выставке зримые очертания: единственному миллиардеру диснеевского мира Дядюшке Скруджу посвятили забавную инсталляцию, занимающую целый зал. Повторяющаяся на картонках утиная голова с задранным кверху носом комментирует размер бриллиантов и предлагает задуматься о карьере.

Все фотографируются на фоне плакатов Дэна Колена, известного картинами из птичьего помета и жвачки. Вполне возможно, что в этих почти рекламных слоганах отразился исчерпывающий фразовый запас среднестатистического музейного посетителя (восклицания от «Oh, shit!» до «Okaay»). И конечно же, на выставке, посвященной Америке, не обошлось без комиксов: автор музыкальных обложек Red Hot Chili Peppers и Sonic Youth, плакатист Раймонд Петтибон представлен во всем блеске. Кстати, Массимилиано Джони, куратор бейрутской выставки и по совместительству содиректор выставочных программ Нового музея в Нью-Йорке, открыл там персональную выставку художника A Pen of All Work, она работает до сентября.

«Реклама провоцирует на реакцию, отражает главные желания общества, плохие и хорошие. При этом она не всегда несет положительный заряд. Помните кампанию Benetton 1980 года с заполнившими корабль мигрантами или больными СПИДом? Жизнь — это не „Ла-Ла-Ленд“. Как это помогает продавать свитера, уже другой вопрос», — сказал Тони Саламе в комментарии The Art Newspaper Russia. Что, впрочем, не мешает ему называть вульгарную фотосерию в духе «Плейбоя» Роберта Хейнекена одной из самых любимых. Или с придыханием рассказывать об ультрамодных скульптурах Стива У, как будто переживших ядерный взрыв и удачно заигрывающих с контекстом — расположенными неподалеку модными бутиками Chanel и Gucci.

Помимо нарядного, китчевого искусства, на выставке немало серьезных вещей. Главный хит — работа Яна Ву, датско-вьетнамского художника, автора инсталляции из подвешенных костей для мадридского Хрустального дворца. На цепях с потолка свисают первые флаги США, изображающие 13 колоний, провозгласивших независимость от Великобритании в 1776 году. Соседствуют с ними американские сельскохозяйственные инструменты, например острые намордники для телят, которых пытались быстрее отнять от матери. «Меня интересуют времена, когда Америка боролась за независимость и демократию. Интересно, насколько переменчива власть и куда Америка идет сегодня», — говорит художник.

В рамках выставки в фонде прошел круглый стол, посвященный статусу музея как экспоната, а также формированию по всему миру культурных пространств-парков. Международные архитекторы обсуждали, как восстанавливать не отстроенные после войны бейрутские районы. Вместо невероятных небоскребов типа «Террасы» Жака Херцога и 3Beirut Нормана Фостера, а также французских райончиков с брендовыми магазинами (ливанский архитектор Уильям Савайя вообще посоветовал снести какую-то их часть) в Бейруте предлагали создать публичные пространства и парки, отталкиваясь от международных примеров: Дамбо-квартала в Нью-Йорке или Новой Голландии в Петербурге.

Несмотря на то что прижатая к мечети аль-Омари католическая колокольня ни на сантиметр не превосходит высоту соседа, говорить о равноправии районов и формировании общей публичной среды в Бейруте все-таки рано: люди не могут добраться на выставку фонда из-за банального отсутствия пешеходных зон. Но у города большие перспективы: местная строительная компания Solidere планирует устраивать конкурсы молодых ливанских архитекторов, перестраивать заброшенные районы под парки, организовывать интервенции стрит-арт-художников, которые уже активно осваивают набережную Корниш. Что касается самого фонда, то через два года Aïshti Foundation откроет во французском районе города «Департамент» — последний архитектурный замысел Захи Хадид, невероятный мультикомплекс в виде перевернутой восьмерки — и, конечно, снова с магазинами и еще одной галереей современного искусства.

Выставка Good Dreams, Bad Dreams: American Mythologies открыта в Бейруте до 1 апреля.

Материалы по теме
Просмотры: 1761
Популярные материалы
1
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
2
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
3
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
4
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
5
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
6
Столетие Баухауса отмечают авангардом
Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма.
11 ноября 2019
7
Механический автопортрет
Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя.
11 ноября 2019
8
О взаимовлиянии импрессионизма и фотографии рассказывает выставка в Мадриде
В Музее Тиссен-Борнемиса говорят об обмене приемами и эффектами в двух видах искусства.
11 ноября 2019
9
Таитянская любовница Гогена — его выдумка
Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных.
12 ноября 2019
10
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru