The Art Newspaper Russia
Поиск

Американские классики в Бейруте

Джон Балдессари, Ричард Принс, Урс Фишер, Аллен Рапперсберг в галерее фонда Aïshti Foundation в сердце ливанской столицы

Поднимаясь на 30 этаж шикарных апартаментов бейрутского коллекционера Тони Саламе, обставленных работами звезд художественной сцены, понимаешь, откуда взялась тема американской мечты для новой выставки Aïshti Foundation. На панели рядом с влажностью воздуха и температурой в его гостиной регулируются цвета инсталляций Дэна Флавина и Даниеля Бюрена. Над уставленной семейными портретами полкой висит пара картин Энрико Кастеллани из серии «Красная поверхность». Почтенная публика, сидя в креслах знаменитого израильского дизайнера Рона Арада, обсуждает достоинства работы Урса Фишера на соседней стене и, между делом, грядущую биеннале современного искусства в Шардже. Гости любуются горами и небоскребами на террасе с бассейном, прерываясь на закуски с икрой.

Путешествие в сердце американской мечты на выставке, где представлено около 200 произведений американских художников, начинается с мыслей о Хантере Томпсоне. Перед лифтами в галерею обосновался красный «мустанг», похожий на тот, в котором герои «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» начинали свой трип. Украшенная пикантными картинками машина на самом деле инсталляция обожаемого коллекционером Ричарда Принса. Слева от лифта есть кафе. Зайдя туда на чашечку кофе, можно наткнуться на пару тех самых работ художника, для создания которых он заскриншотил и перенес на холст Instagram-фотографии незнакомых пользователей.

Обходя выставку, ловишь себя на мысли, что многое здесь напоминает хорошую рекламу и вполне могло бы стать частью дизайна какого-нибудь модного лейбла. Скульптуру Кэтрин Эндрюс в виде двухметрового коктейля с алыми губами вместо вишенки дополняют нос и ухо с «билборда» концептуалиста Джона Балдессари. Неподалеку — розовые арки его ученика Алекса Израэля, вылитые заставки культового сериала «Санта-Барбара», прекрасно подходящие для оформления какого-нибудь бутика. Пройдя дальше через лабиринт белых залов, натыкаемся на телеэкран, где по замыслу критика потребительской культуры Джоша Клайна под ненавязчивую музыку сталкиваются водяные струи — напоминает ролики то ли рекламы минеральной воды, то ли освежителя воздуха. Фраза Урса Фишера «Вместо Микеланджело у нас теперь Уолт Дисней» обретает на выставке зримые очертания: единственному миллиардеру диснеевского мира Дядюшке Скруджу посвятили забавную инсталляцию, занимающую целый зал. Повторяющаяся на картонках утиная голова с задранным кверху носом комментирует размер бриллиантов и предлагает задуматься о карьере.

Все фотографируются на фоне плакатов Дэна Колена, известного картинами из птичьего помета и жвачки. Вполне возможно, что в этих почти рекламных слоганах отразился исчерпывающий фразовый запас среднестатистического музейного посетителя (восклицания от «Oh, shit!» до «Okaay»). И конечно же, на выставке, посвященной Америке, не обошлось без комиксов: автор музыкальных обложек Red Hot Chili Peppers и Sonic Youth, плакатист Раймонд Петтибон представлен во всем блеске. Кстати, Массимилиано Джони, куратор бейрутской выставки и по совместительству содиректор выставочных программ Нового музея в Нью-Йорке, открыл там персональную выставку художника A Pen of All Work, она работает до сентября.

«Реклама провоцирует на реакцию, отражает главные желания общества, плохие и хорошие. При этом она не всегда несет положительный заряд. Помните кампанию Benetton 1980 года с заполнившими корабль мигрантами или больными СПИДом? Жизнь — это не „Ла-Ла-Ленд“. Как это помогает продавать свитера, уже другой вопрос», — сказал Тони Саламе в комментарии The Art Newspaper Russia. Что, впрочем, не мешает ему называть вульгарную фотосерию в духе «Плейбоя» Роберта Хейнекена одной из самых любимых. Или с придыханием рассказывать об ультрамодных скульптурах Стива У, как будто переживших ядерный взрыв и удачно заигрывающих с контекстом — расположенными неподалеку модными бутиками Chanel и Gucci.

Помимо нарядного, китчевого искусства, на выставке немало серьезных вещей. Главный хит — работа Яна Ву, датско-вьетнамского художника, автора инсталляции из подвешенных костей для мадридского Хрустального дворца. На цепях с потолка свисают первые флаги США, изображающие 13 колоний, провозгласивших независимость от Великобритании в 1776 году. Соседствуют с ними американские сельскохозяйственные инструменты, например острые намордники для телят, которых пытались быстрее отнять от матери. «Меня интересуют времена, когда Америка боролась за независимость и демократию. Интересно, насколько переменчива власть и куда Америка идет сегодня», — говорит художник.

В рамках выставки в фонде прошел круглый стол, посвященный статусу музея как экспоната, а также формированию по всему миру культурных пространств-парков. Международные архитекторы обсуждали, как восстанавливать не отстроенные после войны бейрутские районы. Вместо невероятных небоскребов типа «Террасы» Жака Херцога и 3Beirut Нормана Фостера, а также французских райончиков с брендовыми магазинами (ливанский архитектор Уильям Савайя вообще посоветовал снести какую-то их часть) в Бейруте предлагали создать публичные пространства и парки, отталкиваясь от международных примеров: Дамбо-квартала в Нью-Йорке или Новой Голландии в Петербурге.

Несмотря на то что прижатая к мечети аль-Омари католическая колокольня ни на сантиметр не превосходит высоту соседа, говорить о равноправии районов и формировании общей публичной среды в Бейруте все-таки рано: люди не могут добраться на выставку фонда из-за банального отсутствия пешеходных зон. Но у города большие перспективы: местная строительная компания Solidere планирует устраивать конкурсы молодых ливанских архитекторов, перестраивать заброшенные районы под парки, организовывать интервенции стрит-арт-художников, которые уже активно осваивают набережную Корниш. Что касается самого фонда, то через два года Aïshti Foundation откроет во французском районе города «Департамент» — последний архитектурный замысел Захи Хадид, невероятный мультикомплекс в виде перевернутой восьмерки — и, конечно, снова с магазинами и еще одной галереей современного искусства.

Выставка Good Dreams, Bad Dreams: American Mythologies открыта в Бейруте до 1 апреля.

Материалы по теме
Просмотры: 1346
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru