18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открытие острова: Новая Голландия стала парком с элементами музея

В минувший уик-энд в Санкт-Петербурге начала работу «Новая Голландия»: 27 августа состоялось открытие на знаменитом острове парка и культурного пространства, которые теперь станут постоянно действующими. В ближайший месяц в одном из павильонов экспонируется выставка «Чувственные опыты», организованная Музеем современного искусства «Гараж».

Новая Голландия — искусственный остров в центре Петербурга, который возник почти одновременно с самим городом. Первым назначением острова было хранение корабельной древесины, для чего архитектор Савва Чевакинский построил по периметру краснокирпичные склады, а Жан-Батист Валлен-Деламот создал декор их фасадов и увенчал постройку 23-метровой аркой, которая в XX веке превратилась в один из символов Петербурга. Место, традиционно находившееся в подчинении военно-морского ведомства, было недоступным и сохраняло романтическую атмосферу многие десятилетия.

В 2010 году компания Романа Абрамовича Millhouse LLC и фонд Дарьи Жуковой «Айрис» решили превратить Новую Голландию в современное городское общественное пространство. Идеи по ее преобразованию выдвигали многие известные архитекторы — в результате на основе предложения студии WorkAC, победившей в конкурсе, сейчас проект реализуется голландским бюро WEST 8. Поскольку в границах памятника архитектуры запрещено какое-либо новое строительство, устроители нового пространства под девизом «Культурная урбанизация» поручили работу известному своими ландшафтными решениями бюро, чей основатель Адриан Гёзе несет ответственность за новый облик Тверской улицы.

К реконструкции Новой Голландии приступили осенью 2013 года. Общая площадь острова 72 тыс. кв. м, что в 25 раз меньше ЦПКиО им. Горького в Москве, а парк разбит только на одной трети территории острова и претендует на то, чтобы вместить все формы досуга. Стилистику временных павильонов разработал архитектор Сергей Букин, взяв за основу старые фотографии Сестрорецкого курорта. Выставочный павильон по своему местоположению и размерам самый заметный из уже открытых, поэтому в первые два дня работы «Новой Голландии» размещенная в нем выставка «Чувственные опыты» выдержала рекордный для современного искусства в нынешней России наплыв зрителей: по приблизительным подсчетам организаторов, ее посетило почти 2,5 тыс. человек.

«Чувственные опыты» собрали вместе произведения девяти молодых художников, недавно получивших гранты Музея современного искусства «Гараж»: Николая Алексеева, Аслана Гайсумова, Евгения Гранильщикова, Ильи Долгова, Анастасии Кузьминой, Кирилла Макарова, Ивана Новикова, Александры Сухаревой, Анны Титовой, — и одного музыканта. Куратором проекта выступил Андрей Мизиано. Восемь авторов экспонируются в пространстве выставочного зала, и только одна работа, «Скоба» Александры Сухаревой, присутствует в виде экспликации, поскольку расположена в фундаменте основания арки Валлен-Деламота. Важной частью выставки являются 12 фортепианных пьес Нины Карлссон.

На поставленный куратором вопрос о личном переживании стипендиаты «Гаража» ответили очень сдержанными вещами. К тому же ограниченность пространства заставила многих выступить в несвойственных им жанрах и форматах. Проницаемый насквозь павильон делал маловозможным экспонирование живописи или графики. К примеру, известный как видеохудожник Евгений Гранильщиков показал скульптуру, воспроизводящую архитектурные формы, а холсты Кирилла Макарова выполнены живописцем в фотографической технике. Выставка «Чувственные опыты» представила общие очертания современного искусства, его роли в контексте всего нового проекта. Тонкая интонация, взятая Андреем Мизиано, с трудом подходила к такому звучному событию, каким стало в эти дни открытие «Новой Голландии», где требовалось иное, более определенное в своей спектакулярности высказывание.

Новая Голландия сейчас единственный парк такого рода на весь Петербург, и в этой тотальности заключается ее основная проблема, плюсы и минусы «культурной урбанизации». Связность нового пространства, заложенная в проект его создателями, с трудом улавливается в первые дни после открытия. Так, ведущая от входа аллея, где взрослые деревья высажены в немного сбитом ритме, имитирующем естественность, пока что упирается в строительный забор. Впрочем, уже скоро, в ноябре этого года, первых посетителей примет бывшая кузница, теперь в ней будут ресторан и клуб с лекциями и кинопоказами. А в 2017 году откроется круглое здание морской тюрьмы, где планируют разместить кафе, лавки и магазины. Реставрацию всех построек на острове намечено завершить к 2025 году.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+