The Art Newspaper Russia
Поиск

Китайцам удобнее потреблять искусство в торговых центрах

Долгое время искусство было прочно связано с категорией роскоши. Теперь оно приобретает все более демократичный — или коммерческий — характер, по мере того как торговые центры начинают открывать на своей территории выставочные пространства

Арт-молл К11 в Шанхае открыл в 2013 г. миллиардер Адриан Чен / © Guillaume Ziccarelli

Арт-молл К11 в Шанхае открыл в 2013 г. миллиардер Адриан Чен / © Guillaume Ziccarelli

Использование искусства для продажи предметов роскоши, от смарт-отелей и недвижимости до дамских сумок, практикуется уже давно. Но теперь оно все шире используется для привлечения посетителей в торговые центры: в Шанхае, Париже, Познани, Бейруте и даже в аграрном Оксфордшире.

Самым впечатляющим примером, безусловно, служит китайский «художественный молл» К11 — детище молодого миллиардера из розничного сектора Адриана Чэна. Этот яркий торговый центр открылся в 2013 году на Хуайхай-Лу — центральной торговой улице Шанхая. Он может похвастать не только самым высоким в Азии искусственным водопадом, но и расположенным на минус третьем этаже музеем Chi K11. Это уже второй торговый центр Чэна, свой первый молл он открыл в Гонконге в 2009-м.

Chi K11 оборудован по самым высоким музейным стандартам. Два года назад здесь прошла выставка 40 полотен Клода Моне (Мастера импрессионизма, 8 марта — 15 июня 2014 года), которую посетило более 340 тыс. человек. А в феврале этого года закрылась выставка Медиа — Дали, организованная Художественным фондом К11 совместно с Фондом Гала — Сальвадора Дали, на нее приходило около 2 тыс. посетителей в день.

«Всем известно, что китайцы обожают делать покупки. Но то, чем хотим заниматься мы, выходит за рамки обычной торговли. Включение искусства добавляет новое измерение», — говорит Адриан Чэн, признавая при этом, что «иностранцам наши художественные торговые центры поначалу кажутся странными».

Предприниматель запустил совместные проекты с Токио-пале в Париже и лондонским Институтом современного искусства и занимается поддержкой резиденций для художников в Китае. По его мнению, пересечение шопинга и искусства служит взращиванию новой аудитории для арт-индустрии. «Заходить в галерею вроде White Cube не просто неловко — это зарубежный навык, основанный на опыте, еще не успевшем укорениться в головах большинства китайцев, — говорит он. — Поэтому мы помещаем искусство в знакомую им обстановку. Глядя на нашу местную аудиторию, мы часто видим, что она потребляет искусство в художественном молле так же, как потребляет товары». Чэн планирует открыть в Китае еще 17 торговых центров, в каждом из которых будет отведенное искусству пространство.

В сентябре прошлого года в Бейруте магнат Тони Саламе открыл сочетающий искусство и шопинг торговый центр, объединив некоммерческий художественный фонд с торговым центром Aïshti, здание для которого спроектировал Дэвид Аджайе. Саламе — страстный коллекционер современного искусства, и пространство площадью 4 тыс. кв. м служит для демонстрации избранных экспонатов из его коллекции, в которую входит около 2,5 тыс. произведений.

Тем временем самая богатая женщина Польши коллекционер Гражина Кульчик в 2003 году основала в здании бывшего пивоваренного завода в Познани торговый центр Stary Browar с магазинами и ресторанами, а также некоммерческими галереями с бесплатным входом. В 2008 году Stary Browar был признан лучшим европейским торговым центром.

Французские коммерческие группы, занимающиеся розничной торговлей, также исследуют новые способы усовершенствовать шопинг. К примеру, в парижском универмаге Le Bon Marché с января по февраль этого года под потолком парило несколько существ из бамбука и рисовой бумаги авторства китайского художника Ай Вэйвэя. А в 15-м округе Парижа открылся магазин Centre Beaugrenelle, который по праву называет себя «художественной точкой на карте города». В период проведения художественной ярмарки FIAC в октябре 2015 года в торговом центре можно было увидеть работы с выставки Искусство этого века, которую организовала Карен Леви, дочь коллекционеров Сильвиана и Доминик Леви.

Искусство и шопинг объединяются на демократичных началах: к примеру, Centre Beaugrenelle не ограничивается элитными товарами и представляет в числе прочих такие марки, как Marks & Spencer, Zara, H&M и Uniqlo. То же можно сказать и о недавно открытом Polygone Riviera на юге Франции, в котором демонстрируются работы французских художников Саши Сосно и Жан-Мишеля Отоньеля. «Это первый из нового поколения торговых центров в духе lifestyle, по которым вы можете прогуливаться, в одиночестве или с семьей, среди произведений искусства», — рассказал глава правления компании Кристоф Кювийе французской газете Le Figaro.

«Главное — продолжительность пребывания», — говорит Дезире Болье, главный исполнительный директор Value Retail, компании, владеющей десятью (скоро их число увеличится до 11) аутлетами дизайнерской одежды, в том числе Bicester Village неподалеку от Оксфорда. Недавно здесь были представлены созданные по специальному заказу работы Анники Штрем, Шезада Давуда, Деборы Кохлин (совместно с ее хором Gaggle) и Весны Петресин. К сожалению, произведения оказались не очень впечатляющими.

«Продолжительностью пребывания» специалисты розничной торговли называют время, которое покупатели проводят в аутлете. В среднем оно составляет четыре часа. Предлагая дополнительные услуги, собственники надеются увеличить это время, что предположительно должно увеличить и количество денег, которое успеют потратить посетители за один визит. «Мы думаем, что те же люди, которые ходят на Frieze и делают покупки в Waitrose (дорогой британский супермаркет. — TANR), будут приходить и сюда, так что, запуская художественную программу, мы привлекаем их еще одним способом», — поясняет ­Болье.

Материалы по теме
Просмотры: 4200
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru