The Art Newspaper Russia
Поиск

Закончена реставрация восточного фасада Успенского собора

Перед самым Новым годом Музеи Московского Кремля сообщили о снятии лесов и окончании реставрации более 150 кв. м росписей восточного фасада Успенского собора

Один из важнейших реставрационных проектов последнего времени завершили к концу 2016 года. Несколько месяцев назад Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, рассказала TANR о сложностях реставрационных процессов в Успенском соборе, одной из главных святынь Москвы, на протяжении шести столетий остававшемся государственным и религиозным центром России.

«Это очень сложный памятник, и время от времени там проходят патриаршие службы. Кроме того, все, кто посещает Кремль, из всех соборов в первую очередь хотят увидеть именно Успенский. Поэтому мы не можем закрыть его и вынуждены реставрировать частями. Полная единовременная реставрация стоит огромных денег, которых нет. Ведь мы тратим деньги, заработанные самим музеем.

Тем не менее Успенский собор нуждается в очень серьезных работах: здесь и кровля, и барабаны, и купола, и росписи. Все это мы делали, правда в меньшем масштабе, в Благовещенском и Архангельском соборах. Реставрация Архангельского собора сейчас почти закончена. Что касается Успенского, то невозможно сказать, когда это произойдет: например, идет реставрация фрески, как сейчас на одной из стен, — а под ней обнаруживается такая трещина, что приходится останавливать реставрацию и заниматься стеной».

Последняя профилактическая реставрация живописи восточного фасада проводилась в 2002 году. Все работы и прежде, на протяжении нескольких десятилетий, и ныне выполняются специалистами ведущей организации России в области реставрации древней монументальной живописи XII–XVII веков — Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, ныне АО «МИРХУ»).

За осенние месяцы 2016 года были проведены все необходимые работы по борьбе с так называемыми высолами — белыми пятнами выступившей соли, следами потеков дождевой воды, трещинами и загрязнениями. Реставраторы заменили ветхие вставки, укрепили фрагменты красочного слоя, при необходимости затонировав их. Сложности, с которыми столкнулись специалисты, были связаны с тем, что нужно было объединить в единое целое большое количество поновлений разного времени, отличавшихся по цвету, и при этом сохранить композиционную целостность изображений всех трех люнетов.

На момент начала реставрации важный элемент стенописи — размещающиеся под композициями так называемые полотенца — были почти полностью утрачены. Теперь же по небольшим сохранившимся фрагментам специалистам удалось воссоздать и «полотенца» тоже.

Кроме того, провели научные исследования, которые дали важные результаты. Так, на некоторых участках был открыт авторский слой живописи XVII века, который и послужил основой для нынешней работы художников-реставраторов.

На восточном фасаде Успенского собора над апсидами в трех люнетах расположены три композиции: «Собор Богоматери», «Троица Новозаветная» и «София Премудрость Божия». Общая площадь росписей — 150 кв. м. Фасады собора были украшены живописью не позднее середины XVII века. Исследователи не исключают, что она повторяла росписи, существовавшие ранее и украсившие собор почти сразу после его постройки, а именно в конце XV — начале XVI века.

Нынешняя роспись восточного фасада представляет собой сложный комплекс разных по времени живописных участков, однако ее основа — древний грунт с графьей и частично сохранившимися нижними слоями первоначальной живописи XVII века (яичная темпера).

От второй половины XVII века сохранились сведения о четырех поновлениях этой живописи, которые проводились под руководством ведущих мастеров Оружейной палаты Степана Резанца, Симона Ушакова (его большая выставка в Третьяковской галерее стала одним из хитов выставочного сезона в 2015 году), Федора Козлова и Ивана Филатьева. Таким образом, уже в древности поддержание в надлежащем виде этой стенописи производилось с частотой не менее одного раза в десять лет.

В XVIII–XIX веках живопись восточного фасада скрыли под масляной записью, от которой ее освободили во время первой научной реставрации стенописи Успенского собора в 1910-х годах.

Материалы по теме
Просмотры: 1910
Популярные материалы
1
Самые дорогие картины русских художников, проданные за последние пять лет
Топ-10 лучших продаж русского искусства на международных аукционах в 2012 – 2016 годах.
15 февраля 2017
2
Оттепель – фантастический эксперимент
Сразу три ведущих московских музея с участием еще трех десятков других организаций решили вспомнить переломную для СССР хрущевскую эпоху
13 февраля 2017
3
Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина.
15 февраля 2017
4
В 2018 году в Пушкинском музее пройдет выставка Пабло Пикассо
Экспозиция «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова» станет первым совместным проектом ГМИИ и испанского фонда La Caixa.
15 февраля 2017
5
Роскомнадзор заблокировал несколько страниц портала Artnet
Причиной для блокировки одного из ведущих мировых порталов об искусстве стали страницы со снимками фотографов Салли Манн, Гарри Гросса и Джока Стерджеса
16 февраля 2017
6
Новыми кураторами галереи «Пересветов переулок» стали Елизавета Плавинская и Иван Лунгин
Лунгин и Плавинская пришли на смену Ларисе Гринберг, возглавлявшей ранее «Пересветов Переулок» и галерею «На Шаболовке». В январе 2017 года она ушла из объединения «Выставочные залы Москвы», назвав одной из причин урезание выставочных бюджетов.
14 февраля 2017
7
Человек, который смеется смехом бессмертных
Скандальная выставка Яна Фабра в Эрмитаже обрела каталог, в котором максимально подробно раскрывается подлинный смысл проекта.
16 февраля 2017
8
Игорь Мухин: «Нужно находить модель, которая не боится показать свое тело»
С фотографом, преподавателем Школы Рoдченко, чья выставка в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» скоро откроется в Москве, мы поговорили о том, что такое авторский стиль, о цене фотографии и об обнаженной натуре в искусстве.
15 февраля 2017
9
«Концерт» Челищева в Петербурге
Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером.
13 февраля 2017
10
Московская биеннале запускает бесплатную образовательную программу
Всем желающим расскажут о сходстве и различии современного и классического искусства, об истории жанров и о том, почему «новое» не хуже «старого». Первую лекцию прочтет Аркадий Ипполитов уже в эту субботу.
14 февраля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru