The Art Newspaper Russia
Поиск

Закончена реставрация восточного фасада Успенского собора

Перед самым Новым годом Музеи Московского Кремля сообщили о снятии лесов и окончании реставрации более 150 кв. м росписей восточного фасада Успенского собора

Один из важнейших реставрационных проектов последнего времени завершили к концу 2016 года. Несколько месяцев назад Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, рассказала TANR о сложностях реставрационных процессов в Успенском соборе, одной из главных святынь Москвы, на протяжении шести столетий остававшемся государственным и религиозным центром России.

«Это очень сложный памятник, и время от времени там проходят патриаршие службы. Кроме того, все, кто посещает Кремль, из всех соборов в первую очередь хотят увидеть именно Успенский. Поэтому мы не можем закрыть его и вынуждены реставрировать частями. Полная единовременная реставрация стоит огромных денег, которых нет. Ведь мы тратим деньги, заработанные самим музеем.

Тем не менее Успенский собор нуждается в очень серьезных работах: здесь и кровля, и барабаны, и купола, и росписи. Все это мы делали, правда в меньшем масштабе, в Благовещенском и Архангельском соборах. Реставрация Архангельского собора сейчас почти закончена. Что касается Успенского, то невозможно сказать, когда это произойдет: например, идет реставрация фрески, как сейчас на одной из стен, — а под ней обнаруживается такая трещина, что приходится останавливать реставрацию и заниматься стеной».

Последняя профилактическая реставрация живописи восточного фасада проводилась в 2002 году. Все работы и прежде, на протяжении нескольких десятилетий, и ныне выполняются специалистами ведущей организации России в области реставрации древней монументальной живописи XII–XVII веков — Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, ныне АО «МИРХУ»).

За осенние месяцы 2016 года были проведены все необходимые работы по борьбе с так называемыми высолами — белыми пятнами выступившей соли, следами потеков дождевой воды, трещинами и загрязнениями. Реставраторы заменили ветхие вставки, укрепили фрагменты красочного слоя, при необходимости затонировав их. Сложности, с которыми столкнулись специалисты, были связаны с тем, что нужно было объединить в единое целое большое количество поновлений разного времени, отличавшихся по цвету, и при этом сохранить композиционную целостность изображений всех трех люнетов.

На момент начала реставрации важный элемент стенописи — размещающиеся под композициями так называемые полотенца — были почти полностью утрачены. Теперь же по небольшим сохранившимся фрагментам специалистам удалось воссоздать и «полотенца» тоже.

Кроме того, провели научные исследования, которые дали важные результаты. Так, на некоторых участках был открыт авторский слой живописи XVII века, который и послужил основой для нынешней работы художников-реставраторов.

На восточном фасаде Успенского собора над апсидами в трех люнетах расположены три композиции: «Собор Богоматери», «Троица Новозаветная» и «София Премудрость Божия». Общая площадь росписей — 150 кв. м. Фасады собора были украшены живописью не позднее середины XVII века. Исследователи не исключают, что она повторяла росписи, существовавшие ранее и украсившие собор почти сразу после его постройки, а именно в конце XV — начале XVI века.

Нынешняя роспись восточного фасада представляет собой сложный комплекс разных по времени живописных участков, однако ее основа — древний грунт с графьей и частично сохранившимися нижними слоями первоначальной живописи XVII века (яичная темпера).

От второй половины XVII века сохранились сведения о четырех поновлениях этой живописи, которые проводились под руководством ведущих мастеров Оружейной палаты Степана Резанца, Симона Ушакова (его большая выставка в Третьяковской галерее стала одним из хитов выставочного сезона в 2015 году), Федора Козлова и Ивана Филатьева. Таким образом, уже в древности поддержание в надлежащем виде этой стенописи производилось с частотой не менее одного раза в десять лет.

В XVIII–XIX веках живопись восточного фасада скрыли под масляной записью, от которой ее освободили во время первой научной реставрации стенописи Успенского собора в 1910-х годах.

Материалы по теме
Просмотры: 2711
Популярные материалы
1
Какие выставки смотреть в ГМИИ им. Пушкина в 2018 году
Рембрандт и Вермеер из Лейденской коллекции, пионер фотографии Уильям Генри Фокс Тальбот, Ольга Хохлова в жизни и творчестве Пикассо, искусство эпохи Эдо и многое другое.
13 декабря 2017
2
VI Премия The Art Newspaper Russia: лонг-лист
Объявлен лонг-лист VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia за самые значимые события в области искусства в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
12 декабря 2017
3
Третьяковка получит ЦДХ
Будущее проектов Центрального дома художника после передачи здания Государственной Третьяковской галерее пока не известно.
12 декабря 2017
4
Фонд Шалвы Бреуса покидает «Ударник»
Многолетний проект BREUS Foundation по организации музея современного искусства в кинотеатре «Ударник» свернут.
08 декабря 2017
5
За что сгорела «Родина»
Фотопроект Данилы Ткаченко «Родина» с пылающими домами вызвал неоднозначную реакцию в обществе и профессиональной среде. Но юристы, опрошенные TANR, в оценках не расходятся.
11 декабря 2017
6
Леуварден объявлен культурной столицей Европы 2018 года
В городе на севере Нидерландов пройдет череда художественных выставок.
12 декабря 2017
7
Куда пойти с детьми на новогодних каникулах в Москве
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», рождественский вертеп в Музее Москвы, детская программа по авангарду в Еврейском музее и другие праздничные мероприятия, куда можно пойти всей семьей.
13 декабря 2017
8
«Спасителя мира» Леонардо купил Департамент по культуре и туризму Абу-Даби
Christie’s подтвердил, что покупателем самой дорогой картины в мире стал Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби, который приобрел работу для своего Лувра.
11 декабря 2017
9
«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»
Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды.
11 декабря 2017
10
Гилберт и Джордж: «Мы сделали произведение искусства из самих себя»
Один из самых знаменитых художественных дуэтов отмечает 50-летие творческой карьеры.
08 декабря 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru