The Art Newspaper Russia
Поиск

Закончена реставрация восточного фасада Успенского собора

Перед самым Новым годом Музеи Московского Кремля сообщили о снятии лесов и окончании реставрации более 150 кв. м росписей восточного фасада Успенского собора

Один из важнейших реставрационных проектов последнего времени завершили к концу 2016 года. Несколько месяцев назад Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, рассказала TANR о сложностях реставрационных процессов в Успенском соборе, одной из главных святынь Москвы, на протяжении шести столетий остававшемся государственным и религиозным центром России.

«Это очень сложный памятник, и время от времени там проходят патриаршие службы. Кроме того, все, кто посещает Кремль, из всех соборов в первую очередь хотят увидеть именно Успенский. Поэтому мы не можем закрыть его и вынуждены реставрировать частями. Полная единовременная реставрация стоит огромных денег, которых нет. Ведь мы тратим деньги, заработанные самим музеем.

Тем не менее Успенский собор нуждается в очень серьезных работах: здесь и кровля, и барабаны, и купола, и росписи. Все это мы делали, правда в меньшем масштабе, в Благовещенском и Архангельском соборах. Реставрация Архангельского собора сейчас почти закончена. Что касается Успенского, то невозможно сказать, когда это произойдет: например, идет реставрация фрески, как сейчас на одной из стен, — а под ней обнаруживается такая трещина, что приходится останавливать реставрацию и заниматься стеной».

Последняя профилактическая реставрация живописи восточного фасада проводилась в 2002 году. Все работы и прежде, на протяжении нескольких десятилетий, и ныне выполняются специалистами ведущей организации России в области реставрации древней монументальной живописи XII–XVII веков — Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, ныне АО «МИРХУ»).

За осенние месяцы 2016 года были проведены все необходимые работы по борьбе с так называемыми высолами — белыми пятнами выступившей соли, следами потеков дождевой воды, трещинами и загрязнениями. Реставраторы заменили ветхие вставки, укрепили фрагменты красочного слоя, при необходимости затонировав их. Сложности, с которыми столкнулись специалисты, были связаны с тем, что нужно было объединить в единое целое большое количество поновлений разного времени, отличавшихся по цвету, и при этом сохранить композиционную целостность изображений всех трех люнетов.

На момент начала реставрации важный элемент стенописи — размещающиеся под композициями так называемые полотенца — были почти полностью утрачены. Теперь же по небольшим сохранившимся фрагментам специалистам удалось воссоздать и «полотенца» тоже.

Кроме того, провели научные исследования, которые дали важные результаты. Так, на некоторых участках был открыт авторский слой живописи XVII века, который и послужил основой для нынешней работы художников-реставраторов.

На восточном фасаде Успенского собора над апсидами в трех люнетах расположены три композиции: «Собор Богоматери», «Троица Новозаветная» и «София Премудрость Божия». Общая площадь росписей — 150 кв. м. Фасады собора были украшены живописью не позднее середины XVII века. Исследователи не исключают, что она повторяла росписи, существовавшие ранее и украсившие собор почти сразу после его постройки, а именно в конце XV — начале XVI века.

Нынешняя роспись восточного фасада представляет собой сложный комплекс разных по времени живописных участков, однако ее основа — древний грунт с графьей и частично сохранившимися нижними слоями первоначальной живописи XVII века (яичная темпера).

От второй половины XVII века сохранились сведения о четырех поновлениях этой живописи, которые проводились под руководством ведущих мастеров Оружейной палаты Степана Резанца, Симона Ушакова (его большая выставка в Третьяковской галерее стала одним из хитов выставочного сезона в 2015 году), Федора Козлова и Ивана Филатьева. Таким образом, уже в древности поддержание в надлежащем виде этой стенописи производилось с частотой не менее одного раза в десять лет.

В XVIII–XIX веках живопись восточного фасада скрыли под масляной записью, от которой ее освободили во время первой научной реставрации стенописи Успенского собора в 1910-х годах.

Материалы по теме
Просмотры: 1784
Популярные материалы
1
Самые ожидаемые выставки 2017 года в мире
Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско — чем удивят зрителей ведущие музеи мира.
19 января 2017
2
Московская биеннале современного искусства возвращается в Манеж
Куратором основного проекта, который пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет Юко Хасегава, а темой биеннале, которая откроется 15 сентября, — «Заоблачные леса».
23 января 2017
3
Объявлены художники павильона России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства
Комиссар павильона России Семен Михайловский объявил, что представлять отечественное искусство в этом году будут Гриша Брускин, Саша Пирогова и дуэт Recycle. Темой российского павильона станет «театр жизни и смерти»
21 января 2017
4
Топ-10 музейных приобретений 2016 года
В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций.
17 января 2017
5
Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь
В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году.
20 января 2017
6
Новым директором Тейт станет Мария Бэлшоу
Бывший руководитель двух манчестерских художественных музеев займет директорское кресло в Тейт с 1 июня, сменив на этом посту сэра Николаса Сероту.
17 января 2017
7
Что случилось в мире искусства 19 января
Подробности передачи Исаакиевского собора РПЦ, будущее Музея современного искусства Антверпена, лекции фестиваля «Оттепель», защита Испанской лестницы в Риме и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
19 января 2017
8
Ученые Петербурга против передачи РПЦ Исаакиевского собора
Санкт-Петербургский союз ученых заявил, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры — Исаакиевского собора противоречит Конституции и нанесет ущерб научной деятельности музея.
18 января 2017
9
Что случилось в мире искусства 18 января
Запрет митинга против передачи Исаакиевского собора РПЦ, очередная подделка, выявленная Sotheby’s, обжалование решения суда по cкифскому золоту, отжимания на алтаре и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
18 января 2017
10
Три выставки недели
Французский фотограф Филипп Шансель в Мультимедиа Арт Музее, метаморфозы отечественного портрета за 100 лет на ВДНХ, мастер городских видов XIX века Василий Садовников в Музее истории Санкт-Петербурга.
20 января 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru