18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2016 год: новые технологии готовят археологические сенсации в Египте и Сирии

Одной из главных тенденций уходящего года стало широкое применение новейших технологий. Становясь более доступными, они позволяют проникнуть в тайну захоронения Нефертити и облегчают жизнь сирийским ученым

В этом году археологи (а вместе с ними и все фанаты Индианы Джонса) пришли в крайнее возбуждение, когда радиолокационное сканирование показало, что за стенами гробницы Тутанхамона скрывается потайная комната. Теперь вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в ней похоронена неизвестная пока женщина (ею может оказаться Нефертити, главная супруга отца Тутанхамона). И хотя проведенный затем осмотр на месте дал противоречивые результаты, требующие дальнейшей перепроверки, важен сам факт: приблизиться к «открытию века» стало возможно исключительно благодаря тому, что выдвинувший предположение о замурованной комнате археолог Николас Ривз имел доступ к предельно точным трехмерным изображениям стен гробницы в высоком разрешении. Причем Ривз изучал их поверхность и форму в своем нью-йоркском офисе, расположенном в 9,4 тыс. км от египетской Долины царей.

Технологии трехмерного изображения, обладающие громадным потенциалом для работы с мировым культурно-историческим наследием, все основательнее и глубже внедряются в практику археологов. В последние годы, благодаря значительному расширению возможностей сканирования, частота применения этого исследовательского метода увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня, когда исторические памятники по всему миру подвергаются опасности из-за войн, климатических изменений, расширения городской застройки и, как ни печально, бытового небрежения, это особенно актуально.

Джон Дарлингтон, исполнительный директор британского отделения Всемирного фонда памятников, говорит, что одной из причин, способствующих распространению новейших технологий, стало снижение их стоимости. «Еще пять лет назад дроны были недоступны обычным людям, а сегодня они летают практически повсюду», — рассказывает он. Компания Factum Arte использует дроны наряду с различными видами двух- и трехмерной фиксации в работе с кросс-риверскими (или икомскими) каменными изваяниями в Восточной Нигерии.

В сотрудничестве с Базельским университетом и Высшим советом по делам древностей Египта Factum Arte готовится открыть образовательный центр для египетских археологов, изучающих некрополь древних Фив, чтобы дать им возможность приобрести и передать дальше умения, необходимые для документирования исторического наследия своей страны. Центр откроется в марте 2017 года в Луксоре, в Долине царей, в недавно отреставрированном доме Стоппелера, построенном в ХХ веке по проекту покойного египетского архитектора Хасана Фатхи.

Образовательная деятельность — неотъемлемая часть работы и калифорнийской фирмы CyArk, организовавшей совместно с правительственными и общественными организациями обучение 15 сирийских работников из сферы культуры в рамках проекта Project Anqa — инициативы по документированию находящихся под угрозой гибели объектов всемирного наследия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С 2015 года, когда стартовал проект, при помощи технологии лазерного сканирования «лидар» зафиксированы точные параметры знаменитого иракского зиккурата в Уре и двух исторических памятников в Дамаске: бимаристана (госпиталя) Нур-аль-Дин и медресе аль-Джакмакия. По словам представительницы CyArk, после обучения сирийские специалисты смогли провести сканирование обоих сооружений «за считаные месяцы, несмотря на трудности физического свойства и политического характера, с которыми они сталкивались в процессе».

Директор и основатель Factum Arte Адам Лоу подчеркивает: технологии могут «менять понимание культурного наследия, привлекая наше внимание к динамической природе объектов» и выявляя детали, на основании которых можно делать выводы о том, как за этими объектами следили на протяжении веков, но интерпретацией полученных с их помощью данных должны заниматься люди, ясно осознающие, что именно находится перед ними. «Врачи изучают снимки, но не делают их самостоятельно. Так и нам нужны знатоки, которые сумеют прочитать полученные данные», — говорит Лоу.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+