18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2016 год: новые технологии готовят археологические сенсации в Египте и Сирии

Одной из главных тенденций уходящего года стало широкое применение новейших технологий. Становясь более доступными, они позволяют проникнуть в тайну захоронения Нефертити и облегчают жизнь сирийским ученым

В этом году археологи (а вместе с ними и все фанаты Индианы Джонса) пришли в крайнее возбуждение, когда радиолокационное сканирование показало, что за стенами гробницы Тутанхамона скрывается потайная комната. Теперь вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в ней похоронена неизвестная пока женщина (ею может оказаться Нефертити, главная супруга отца Тутанхамона). И хотя проведенный затем осмотр на месте дал противоречивые результаты, требующие дальнейшей перепроверки, важен сам факт: приблизиться к «открытию века» стало возможно исключительно благодаря тому, что выдвинувший предположение о замурованной комнате археолог Николас Ривз имел доступ к предельно точным трехмерным изображениям стен гробницы в высоком разрешении. Причем Ривз изучал их поверхность и форму в своем нью-йоркском офисе, расположенном в 9,4 тыс. км от египетской Долины Царей.

Технологии трехмерного изображения, обладающие громадным потенциалом для работы с мировым культурно-историческим наследием, все основательнее и глубже внедряются в практику археологов. В последние годы, благодаря значительному расширению возможностей сканирования, частота применения этого исследовательского метода увеличивается в геометрической прогрессии. Сегодня, когда исторические памятники по всему миру подвергаются опасности из-за войн, климатических изменений, расширения городской застройки и, как ни печально, бытового небрежения, это особенно актуально.

Джон Дарлингтон, исполнительный директор британского отделения Всемирного фонда памятников, говорит, что одной из причин, способствующих распространению новейших технологий, стало снижение их стоимости. «Еще пять лет назад дроны были недоступны обычным людям, а сегодня они летают практически повсюду», — рассказывает он. Компания Factum Arte использует дроны наряду с различными видами двух- и трехмерной фиксации в работе с кросс-риверскими (или икомскими) каменными изваяниями в Восточной Нигерии.

В сотрудничестве с Базельским университетом и Высшим советом по делам древностей Египта Factum Arte готовится открыть образовательный центр для египетских археологов, изучающих некрополь древних Фив, чтобы дать им возможность приобрести и передать дальше умения, необходимые для документирования исторического наследия своей страны. Центр откроется в марте 2017 года в Луксоре, в Долине царей, в недавно отреставрированном доме Стоппелера, построенном в ХХ веке по проекту покойного египетского архитектора Хасана Фатхи.

Образовательная деятельность — неотъемлемая часть работы и калифорнийской фирмы CyArk, организовавшей совместно с правительственными и общественными организациями обучение 15 сирийских работников из сферы культуры в рамках проекта Project Anqa — инициативы по документированию находящихся под угрозой гибели объектов всемирного наследия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С 2015 года, когда стартовал проект, при помощи технологии лазерного сканирования «лидар» зафиксированы точные параметры знаменитого иракского зиккурата в Уре и двух исторических памятников в Дамаске: бимаристана (госпиталя) Нур-аль-Дин и медресе аль-Джакмакия. По словам представительницы CyArk, после обучения сирийские специалисты смогли провести сканирование обоих сооружений «за считаные месяцы, несмотря на трудности физического свойства и политического характера, с которыми они сталкивались в процессе».

Директор и основатель Factum Arte Адам Лоу подчеркивает: технологии могут «менять понимание культурного наследия, привлекая наше внимание к динамической природе объектов» и выявляя детали, на основании которых можно делать выводы о том, как за этими объектами следили на протяжении веков, но интерпретацией полученных с их помощью данных должны заниматься люди, ясно осознающие, что именно находится перед ними. «Врачи изучают снимки, но не делают их самостоятельно. Так и нам нужны знатоки, которые сумеют прочитать полученные данные», — говорит Лоу.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+