The Art Newspaper Russia
Поиск

Помог случай: новое о давно изученной гробнице Тутанхамона

На росписях гробницы укреплены отходившие от поверхности красочные слои и сняты неоригинальные наслоения

На росписях гробницы укреплены отходившие от поверхности красочные слои и сняты неоригинальные наслоения

Египетские власти обнародовали результаты нового обследования гробницы фараона Тутанхамона, которые могут привести к открытию века. Радиолокационное сканирование обнаружило две потайные комнаты за северной и западной стенами погребальной камеры. Мамдох Элдамати, бывший министр по делам древностей Египта, кресло которого ныне занял Халед аль-Анани, главный куратор каирского Египетского музея, рассказал, что после сканирования, проведенного японцем Хирокацу Ватанабэ, ученые предполагают, что в потайных комнатах находятся органические вещества и металлические предметы, которые с большой вероятностью могут оказаться погребальным инвентарем. Планируется провести новое сканирование для определения толщины стен, чтобы наконец понять, какова истинная функция обнаруженных помещений.

Старые тайны и новые технологии

Толчком к новому обследо­ванию гробницы стала версия, высказанная в июле 2015 года британским археологом Николасом Ривзом из египетской экспедиции Университета Аризоны. По его мнению, одна потайная комната (за западной стеной) служит хранилищем, а другая является погребальной камерой Нефертити, главной супруги фараона XVIII династии Эхнатона, отца Тутанхамона. Согласно Ривзу, изначально гробница строилась для Нефертити, но была переделана под погребение Тутанхамона после его внезапной смерти в 1323 году до н. э. Археолог основывает свои предположения на «следах» дверных проемов, заметных на изображениях высокого разрешения, сделанных Factum Arte — компанией, создавшей копию гробницы Тутанхамона, стоящую на въезде в Долину царей.

Изображения Factum Arte выложены в Интернет. Открытие стало возможным, считает Адам Лоу, основатель и директор Factum Arte, благодаря тому, что Ривз имел доступ к трехмерным, предельно точным снимкам в высоком разрешении, позволившим ему исследовать поверхность и общую форму стен. «Открытия не случилось бы, если бы изображения создали с помощью сканирующего оборудования среднего и дальнего диапазона», — говорит он, подчеркивая, что примененная ими технология дает точность до 0,1 мм.

По иронии судьбы специалисты Factum Arte занялись сбором данных в гробнице Тутанхамона из-за того, что в гробнице фараона Сети I (отца Рамсеса I), которую они собирались обследовать, на тот момент велись археологические раскопки. «Мы работали в гробнице Сети I в 2001 году и вернулись к ней в  2009-м, но нас переместили, поскольку [министр по делам древностей в тот период Захи] Хавасс вел раскопки тоннеля Сети I, — рассказывает Лоу. — Все сходятся во мнении, что именно в гробнице Сети I есть потайные комнаты, так как там пока что не обнаружено ни одного из главных погребальных объектов фараона».

Сейчас Лоу и его команда вернулись к работе в гробнице Сети I, которую директор Factum Arte называет «самой большой и важной в Долине царей»: ее убранство и архитектура считаются вершиной погребального искусства Нового царства.

Проект полного документирования объекта входит в рамки более масштабной инициативы по охране фиванского некрополя, предпринятой совместно с Высшим советом по делам древностей Египта; она включает в себя программу обучения египетских археологов технике трехмерного сканирования.

В богато украшенной гробнице Сети I Factum Arte будет работать совместно с Базельским университетом. На момент обнаружения Джованни Баттистой Бельцони в 1817 году она считалась одним из самых хорошо сохранившихся древнеегипетских захоронений. Итальянский исследователь создал первое факсимиле памятника, которое, к сожалению, привело к частичному повреждению настенной живописи. Изъятие архитектурных элементов, в том числе пары дверных косяков, хранящихся теперь в парижском Лувре и флорентийском Археологическом музее, привело к дальнейшим разрушениям.

«Нам хотелось бы лучше понять предназначение известных элементов в этой гробнице, а также мы надеемся обнаружить то, что до настоящего времени оставалось вне поля зрения исследователей», — говорит Лоу. С момента обнаружения гробницы Тутанхамона процесс ее изучения — один из наиболее детально задокументированных, тем не менее почти век спустя и только благодаря современным технологиям мы стали ближе к тому, чтобы узнать правду об этом погребении.

Параллельно в гробнице Тутанхамона идут и другие работы. Специалисты лос-андже­лесского Института консервации Гетти (GCI) совместно с представителями Высшего совета по делам древностей Египта завершили длившиеся пять с половиной недель работы по укреплению настенной живописи.

Реставраторы зафиксировали с помощью специального клея красочные слои, отходившие от поверхности, а также занимались следами более ранних вмешательств. «Мы истончили эти слои, потому что поздние наслоения способствуют разрушению живописи. Их устранение улучшило общий вид росписей», — говорит Лоринда Вонг, сотрудница отдела полевых проектов GCI.

Для снятия толстого слоя пыли с поверхности росписей использовали кисти, распылители и средства влажной очистки. Для борьбы с пылью установили новую систему вентиляции и новую дверь на входе в гробницу.

Перед началом работ было проведено научное исследование росписей. В октябре 2015 года гробницу временно закрыли для посещения и среди прочего кардинально перестроили системы освещения и вентиляции.

Материалы по теме
Просмотры: 5633
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru