The Art Newspaper Russia
Поиск

Русские коллекции от Екатерины II до Петра Авена

Тренд на выставки, посвященные частным коллекциям и их создателям, достойно увенчан проектом «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton в Париже

В последние годы особенно стал заметен интерес к частным коллекциям и их создателям. Такого рода выставки проходили то в Англии, то во Франции, то в России. И в этом смысле экспозиция Иконы модернизма. Собрание Щукина, которая открывается в октябре в Фонде Louis Vuitton в Париже, продолжает международный парад частного собирательства. Любопытно, что в каждом таком случае так или иначе присутствует русский след.

Может показаться, что сама очередность этих выставок как бы повторяет историю русского коллекционирования: от сделанных с размахом закупок Екатерины II до точечных приобретений российских коммерсантов Сергея Щукина и Ивана Морозова и удачных сделок, давших возможность греку Георгию Костаки собрать уникальную коллекцию авангарда.

Взнос частных коллекций в музеи зачастую был определяющим. Надо признать, что без собрания Роберта Уолпола немыслимо представить себе эрмитажную коллекцию старых мастеров. И в то же время просто невозможно было бы реконструировать коллекцию без помощи Государственного Эрмитажа в ходе подготовки в 2013 году выставки в Хаутон-Холле в графстве Норфолк, откуда еще в конце 1770-х годов уплыло в Санкт-Петербург около 200 картин, проданных внуком Уолпола.

Русское частное коллекционирование шло каким-то своим путем. Оно почему-то всегда мечтало о перспективе стать государственным или муниципальным музеем. Это порой воплощалось в жизнь, как в случае с коллекцией знатока искусств Ильи Зильберштейна, легшей в основу Музея личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в конце 1980-х. Или эта идея реализовывалась весьма оригинальным образом — помимо воли владельцев. Щукин и Морозов, вероятно, и представить себе не могли, что их сольют вместе в один Государственный музей нового западного искусства, а потом снова разольют абы как по фондам ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа. Не думал о такой расфасовке и художник и коллекционер Илья Остроухов, чье многопрофильное собрание икон и картин после его смерти распределили по разным столичным музеям.

Георгий Костаки также лелеял проект создания музея современного русского искусства на основе его коллекции русского авангарда. Байка это или нет, но единственное, о чем просил коллекционер напоследок, уезжая из страны, было то, чтобы оставленные им Третьяковской галерее произведения были бы снабжены упоминанием «из собрания Костаки». Увы. Правда, Георгию Дионисовичу к его 100-летию все же воздали должное большой выставкой 2014–2015 годов в Третьяковке на Крымском Валу.

Впрочем, в нашу цифровую эпоху оказалось возможным воссоздать коллекцию Щукина (а заодно и Морозова, поскольку речь идет о виртуальном ГМНЗИ). Она вполне соответствует условиям существования частного музея, например, такого как знаменитое Собрание Уоллеса, оцифрованное и доступное целиком на его сайте. Но пока, в нынешнем продвинутом столетии, реально восстановить коллекцию знаменитого русского собирателя французского модернизма оказалось возможным лишь в Париже.


Чему может научить современного коллекционера история жизни и коллекции Сергея Щукина?

Материалы по теме
Просмотры: 5906
Популярные материалы
1
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
3
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
4
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
5
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
6
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
7
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
8
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru