The Art Newspaper Russia
Поиск

Русские коллекции от Екатерины II до Петра Авена

Тренд на выставки, посвященные частным коллекциям и их создателям, достойно увенчан проектом «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton в Париже

В последние годы особенно стал заметен интерес к частным коллекциям и их создателям. Такого рода выставки проходили то в Англии, то во Франции, то в России. И в этом смысле экспозиция Иконы модернизма. Собрание Щукина, которая открывается в октябре в Фонде Louis Vuitton в Париже, продолжает международный парад частного собирательства. Любопытно, что в каждом таком случае так или иначе присутствует русский след.

Может показаться, что сама очередность этих выставок как бы повторяет историю русского коллекционирования: от сделанных с размахом закупок Екатерины II до точечных приобретений российских коммерсантов Сергея Щукина и Ивана Морозова и удачных сделок, давших возможность греку Георгию Костаки собрать уникальную коллекцию авангарда.

Взнос частных коллекций в музеи зачастую был определяющим. Надо признать, что без собрания Роберта Уолпола немыслимо представить себе эрмитажную коллекцию старых мастеров. И в то же время просто невозможно было бы реконструировать коллекцию без помощи Государственного Эрмитажа в ходе подготовки в 2013 году выставки в Хаутон-Холле в графстве Норфолк, откуда еще в конце 1770-х годов уплыло в Санкт-Петербург около 200 картин, проданных внуком Уолпола.

Русское частное коллекционирование шло каким-то своим путем. Оно почему-то всегда мечтало о перспективе стать государственным или муниципальным музеем. Это порой воплощалось в жизнь, как в случае с коллекцией знатока искусств Ильи Зильберштейна, легшей в основу Музея личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в конце 1980-х. Или эта идея реализовывалась весьма оригинальным образом — помимо воли владельцев. Щукин и Морозов, вероятно, и представить себе не могли, что их сольют вместе в один Государственный музей нового западного искусства, а потом снова разольют абы как по фондам ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа. Не думал о такой расфасовке и художник и коллекционер Илья Остроухов, чье многопрофильное собрание икон и картин после его смерти распределили по разным столичным музеям.

Георгий Костаки также лелеял проект создания музея современного русского искусства на основе его коллекции русского авангарда. Байка это или нет, но единственное, о чем просил коллекционер напоследок, уезжая из страны, было то, чтобы оставленные им Третьяковской галерее произведения были бы снабжены упоминанием «из собрания Костаки». Увы. Правда, Георгию Дионисовичу к его 100-летию все же воздали должное большой выставкой 2014–2015 годов в Третьяковке на Крымском Валу.

Впрочем, в нашу цифровую эпоху оказалось возможным воссоздать коллекцию Щукина (а заодно и Морозова, поскольку речь идет о виртуальном ГМНЗИ). Она вполне соответствует условиям существования частного музея, например, такого как знаменитое Собрание Уоллеса, оцифрованное и доступное целиком на его сайте. Но пока, в нынешнем продвинутом столетии, реально восстановить коллекцию знаменитого русского собирателя французского модернизма оказалось возможным лишь в Париже.


Чему может научить современного коллекционера история жизни и коллекции Сергея Щукина?

Материалы по теме
Просмотры: 6803
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru