The Art Newspaper Russia
Поиск

Ян Фабр: «Мне нравится работать руками»

Перед вернисажем в Эрмитаже Ян Фабр устроил экскурсию по своей мастерской

Незадолго до открытия выставки в Государственном Эрмитаже, которая станет первым показом работ Яна Фабра в России, художник пригласил к себе группу журналистов и больше часа рассказывал и отвечал на вопросы — за это время сигарет в пачке Lucky Strike уменьшилось больше чем наполовину.

Встреча проходила в Troubleyn — творческой лаборатории и офисе художника в Антверпене. Существующий с 2007 года Troubleyn находится в районе, где Фабр родился и долго жил. «Only art can break your heart. Only kitsch can make you rich» — гласит укрепленная у входа блестящая табличка.

Источник звука

Заброшенное здание театра, закрытого после пожара, Фабр превратил в мастерскую с репетиционным залом, студию и свою администрацию разом. Атмосферу, которая царит здесь, так и тянет назвать семейной: во время беседы где-то на первом этаже истошно надрывался младенец, и воображение уже готово было дорисовать жанровую сценку в духе Якоба Йорданса.

Очень характерная и почти сразу ощутимая черта фламандского жизненного уклада — в неразрывной связи настоящего с прошлым — реализуется через самые обыденные вещи.

Troubleyn весь наполнен современным искусством: специально для этого места свыше 70 известных художников создали свои работы. Например, стену на кухне Марина Абрамович расписала лозунгом, воспользовавшись для этого свиной кровью. В фойе первого этажа Роберт Уилсон установил в зарешеченном люке такой же «источник звука», как в его театральном центре на Лонг-Айленде, связав тем самым две родственные институции.

«Люк Тюйманс, Михаэль Борреманс, Тьерри де Кордье, Берлинда де Брёйкере — все мы из одного поколения и знаем друг друга, они работали в этом здании. В такой маленькой стране невероятные творческие способности в искусстве, поп-музыке, моде, дизайне, литературе», — говорит Фабр.

Интернациональная знаменитость местного масштаба

Ян Фабр — один из тех бельгийских современных художников, чье имя известно далеко за пределами страны. В самой Бельгии его работы украшают наиболее значимые общественные пространства. Три сюрреалистических торса под названием «Ангелы-посланники», выполненные художником в 1997-м, с 2009 года находятся в Колонном зале фламандского парламента в Брюсселе. Сделаны они из укрепленных на проволочном каркасе хитиновых панцирей жуков, и этот оригинальный материал давно стал узнаваемой чертой искусства Фабра.

В Королевском дворце в Брюсселе, нынешней рабочей резиденции короля Филиппа, в одном из парадных залов (первоначально он назывался залом Конго, а после того как стены декорировали зеркалами, его называют Зеркальным) плафон и центральная люстра инкрустированы надкрыльями таиландских жуков рода Melanophia, переливающимися в зависимости от освещения и меняющими окраску от изумрудной до пурпурной. Работа «Небеса восторга», на которую ушло свыше полутора миллионов жуков, недаром прозванных «ювелирными», была выполнена по заказу королевы Паолы в 2002 году.

В постоянной экспозиции Музея изящных искусств, на Королевской лестнице Музея старого искусства в Брюсселе под плафоном с вензелем Леопольда II, находится специально заказанная художнику работа «Вглядываясь внутрь себя» («Синий час»): семь пластиковых панелей покрыты штриховым рисунком, выполненным шариковой ручкой BIC и изображающим взгляд человека, птицы и насекомого.

Эта техника тоже давно стала фирменным знаком художника. «Я использую BIC как очень дешевый краситель. Мне интересен этот химический цвет», — так Фабр описывает свое отличие от синего цвета Ива Кляйна и поясняет, что выполнил большую работу при помощи всего трех ассистентов за три с половиной месяца. «Я люблю ремесло, мне нравится самому работать руками», — говорит он.

В соборе Антверпенской Богоматери находится скульптура, сделанная Яном Фабром в 2016 году. «Человек, несущий крест» стала первым произведением современного автора, заказанным бельгийской церковью. Сейчас оно удачно соседствует с триптихом Рубенса «Снятие с креста» и другими шедеврами из Королевского музея изящных искусств, размещенными в храме до завершения ремонта в музее в 2017-м.

Скульптуры, «синие рисунки» шариковой ручкой, сделанные из насекомых драгоценности, а также видео, рельефы, графика — все это будет представлено на выставке Яна Фабра в Эрмитаже «Рыцарь отчаяния — воин красоты».

При всей своей известности на вопрос, как он чувствует себя в статусе национального достояния, художник отвечает: «Я всего лишь карлик на плечах гигантов. Вспомните Босха, Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Снейдерса — все эти великие художники родом из Бельгии. Это очень маленькая страна, но здесь, во Фландрии, изобрели масляную живопись. Я не ощущаю культурного давления, а вдохновляюсь ими, потому что многие работы этих художников важнее и значительнее современного искусства».

Мастер синтеза

Фабр, который, по его признанию, соединяет в своем творчестве художественное с научным и природным, утверждает, что этические принципы находятся в согласии с эстетическими ценностями.

Реакция автора оргиастического перформанса «Гора Олимп» (это последняя и уже ставшая широко известной 24-часовая сценическая постановка Фабра по мотивам древнегреческих мифов с участием 30 актеров) на пересказанные ему российские сюжеты о цензуре обнаженного тела в искусстве была предсказуемой и естественной: «Весь эрмитажный Рубенс — про плоть, про эротизм и красоту тела. Можете тогда запретить его!»

Одним из главных элементов выставки в Петербурге станет перформанс Фабра под названием «Любовь — это высшая сила». Он снимался в Эрмитаже непрерывно в течение двух часов с помощью пяти камер, а в итоговую версию вошло 20 минут. Одетый в 40-килограммовые рыцарские доспехи художник движется по галерее фламандской живописи и целует встречающиеся на пути музейные предметы, рамы, картины — то трепетно, как святыню, то с добродушием старого друга.

Наверное, самым главным и часто возникающим в рассказе Фабра именем оказывается Рубенс. Родившийся в бедной семье художник вспоминает, как копировал великого предшественника и учился понимать искусство. «Рубенс был Уорхолом за 400 лет до Энди: у него была мастерская, хорошие помощники, он работал в различных техниках и жанрах и оставил после себя вагоны быстро написанных картин».

Фабр не раз подчеркивает: между классическим искусством и современным нет никакой разницы — человек, который смотрит классическое искусство, лучше понимает современное. Отечественному зрителю еще предстоит понять эту истину.

Материалы по теме
Просмотры: 5906
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
10
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru