The Art Newspaper Russia
Поиск

Тейт Модерн: вверх,вниз, вширь и вглубь

Назначение в январе Фрэнсис Моррис директором Тейт Модерн встретило единодушное одобрение. В отличие от трех ее предшественников, Моррис знает Тейт изнутри: она начала работу здесь куратором коллекции модернизма в 1988 году, в один год с нынешним директором Тейт Николасом Серотой. За пределами профессиональной среды имя Моррис почти не известно, но она пользуется большим уважением в мире искусства, много сделав для расширения и формирования галереи Тейт в ее нынешнем виде. Куратором Моррис работала над такими выставками, как революционная Переходные ритуалы. Искусство для конца века (1995, совместно с покойным Стюартом Морганом), От нуля к бесконечности. Arte povera 1962–1972 (2001), масштабные ретроспективы Луиз Буржуа (2007), Яёи Кусамы (2012) и Агнес Мартин (2015). Следующим летом совместно с Катрин Гренье она представит выставку Альберто Джакометти.

Фрэнсис Моррис сыграла важную роль в разработке и воплощении экспозиции Тейт Модерн 2000 года. Занимая последнее десятилетие пост главы коллекции зарубежного искусства, она работала над расширением ее географии и многообразия. Ныне важную ее часть представят в обновленной Тейт Модерн, которая открывается 17 июня.


Открытие Суитч-Хаус (Switch House), десяти­этажной пристройки стоимостью £260 млн, сопровождается изменением экспозиции в обоих музейных зданиях. В чем смысл новой концепции?

В более интернациональной развеске. Сегодня большое искусство создается по всему свету. С момента открытия галереи в 2000 году мы приобрели произведения ключевых художников из Рио-де-Жанейро, Бангалора, Йоханнесбурга, Загреба и других городов. Речь идет о переходе от ситуации единого доминирующего центра к структуре, где сосуществует множество взаимосвязанных центров. Несмотря на то что 75% экспонируемых работ — новые приобретения, далеко не все они современные. Изначально коллекция галереи строилась в соответствии с хорошо всем известными представлениями о развитии искусства, но настоящая история искусства гораздо шире. Распространенное представление о правильном и прекрасном оставляло за бортом многие места и нестандартные практики. Мы расставляем новые акценты.

Делая первую развеску Тейт Модерн в 2000 году, вы отказались от хронологического принципа, сгруппировав экспонаты по темам и жанрам. Чем вы руководствуетесь на этот раз?

В Бойлер-Хаусе (Boiler House — новое название первого здания Тейт Модерн. — TANR) мы показываем четыре разных подхода. Это скорее не темы, а своего рода контексты, внутри которых предлагается рассматривать искусство модернизма с начала ХХ века до наших дней. В рамках одного подхода мы показываем, как используются разные материалы, от реди-мейда до экспериментальной живописи; в рамках другого — то, как художники работают в пространстве мастерской. Третий акцент ставится на отношения между художниками и обществом, в рамках четвертого рассматривается коммуникация художников и СМИ. Преобладают залы монографического толка, здесь показан ряд новых приобретений, хотя и без хорошо известных знаковых работ не обойдется.

Как все это свяжется со спецификой нового здания?

Суитч-Хаус — история про то, что происходит прямо сейчас. Это экспозиция периода с 1960-х до сегодняшнего дня, а «Нефтехранилище» (Tanks — пространство под землей для проведения перформансов и живых выступлений. — TANR) служит его буквальными корнями. Суитч-Хаус построен вокруг нарративов, объясняющих историю живых и интерактивных практик. Мое участие в формировании экспозиции предполагает четыре направления: собственно коллекционирование и выстраивание истории живого искусства; работу с расширением международного разно­образия в коллекции современного искусства и в коллекции модернизма; приобретение видеоарта и объектов, созданных с помощью новых выразительных средств; важный акцент делается и на гендерную проблематику.

Материалы по теме
Просмотры: 2363
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
4
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
5
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
6
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
7
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
8
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
9
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru