The Art Newspaper Russia
Поиск

Тейт Модерн: вверх,вниз, вширь и вглубь

Назначение в январе Фрэнсис Моррис директором Тейт Модерн встретило единодушное одобрение. В отличие от трех ее предшественников, Моррис знает Тейт изнутри: она начала работу здесь куратором коллекции модернизма в 1988 году, в один год с нынешним директором Тейт Николасом Серотой. За пределами профессиональной среды имя Моррис почти не известно, но она пользуется большим уважением в мире искусства, много сделав для расширения и формирования галереи Тейт в ее нынешнем виде. Куратором Моррис работала над такими выставками, как революционная Переходные ритуалы. Искусство для конца века (1995, совместно с покойным Стюартом Морганом), От нуля к бесконечности. Arte povera 1962–1972 (2001), масштабные ретроспективы Луиз Буржуа (2007), Яёи Кусамы (2012) и Агнес Мартин (2015). Следующим летом совместно с Катрин Гренье она представит выставку Альберто Джакометти.

Фрэнсис Моррис сыграла важную роль в разработке и воплощении экспозиции Тейт Модерн 2000 года. Занимая последнее десятилетие пост главы коллекции зарубежного искусства, она работала над расширением ее географии и многообразия. Ныне важную ее часть представят в обновленной Тейт Модерн, которая открывается 17 июня.


Открытие Суитч-Хаус (Switch House), десяти­этажной пристройки стоимостью £260 млн, сопровождается изменением экспозиции в обоих музейных зданиях. В чем смысл новой концепции?

В более интернациональной развеске. Сегодня большое искусство создается по всему свету. С момента открытия галереи в 2000 году мы приобрели произведения ключевых художников из Рио-де-Жанейро, Бангалора, Йоханнесбурга, Загреба и других городов. Речь идет о переходе от ситуации единого доминирующего центра к структуре, где сосуществует множество взаимосвязанных центров. Несмотря на то что 75% экспонируемых работ — новые приобретения, далеко не все они современные. Изначально коллекция галереи строилась в соответствии с хорошо всем известными представлениями о развитии искусства, но настоящая история искусства гораздо шире. Распространенное представление о правильном и прекрасном оставляло за бортом многие места и нестандартные практики. Мы расставляем новые акценты.

Делая первую развеску Тейт Модерн в 2000 году, вы отказались от хронологического принципа, сгруппировав экспонаты по темам и жанрам. Чем вы руководствуетесь на этот раз?

В Бойлер-Хаусе (Boiler House — новое название первого здания Тейт Модерн. — TANR) мы показываем четыре разных подхода. Это скорее не темы, а своего рода контексты, внутри которых предлагается рассматривать искусство модернизма с начала ХХ века до наших дней. В рамках одного подхода мы показываем, как используются разные материалы, от реди-мейда до экспериментальной живописи; в рамках другого — то, как художники работают в пространстве мастерской. Третий акцент ставится на отношения между художниками и обществом, в рамках четвертого рассматривается коммуникация художников и СМИ. Преобладают залы монографического толка, здесь показан ряд новых приобретений, хотя и без хорошо известных знаковых работ не обойдется.

Как все это свяжется со спецификой нового здания?

Суитч-Хаус — история про то, что происходит прямо сейчас. Это экспозиция периода с 1960-х до сегодняшнего дня, а «Нефтехранилище» (Tanks — пространство под землей для проведения перформансов и живых выступлений. — TANR) служит его буквальными корнями. Суитч-Хаус построен вокруг нарративов, объясняющих историю живых и интерактивных практик. Мое участие в формировании экспозиции предполагает четыре направления: собственно коллекционирование и выстраивание истории живого искусства; работу с расширением международного разно­образия в коллекции современного искусства и в коллекции модернизма; приобретение видеоарта и объектов, созданных с помощью новых выразительных средств; важный акцент делается и на гендерную проблематику.

Материалы по теме
Просмотры: 3122
Популярные материалы
1
Арт-уик-энд
Французская реклама рубежа веков по рекомендации директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, «личные дела» Рокотова и Айвазовского на выставке в Музее Тропинина и продолжение детской эпопеи с шедеврами в Еврейском музее.
15 марта 2019
2
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
3
Люсьен Фрейд без оговорок
Двухтомник из 500 безупречных по качеству репродукций работ Люсьена Фрейда стал наиболее репрезентативным обзором его художественного наследия.
15 марта 2019
4
Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря
Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям.
15 марта 2019
5
Россия и Китай обменялись царскими династиями
Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле.
15 марта 2019
6
TEFAF станет современнее
Изменение отборочной политики TEFAF принесло первые плоды: самая престижная ярмарка классического искусства, которая пройдет в Маастрихте с 16 по 24 марта, откроет двери для 38 новых участников.
15 марта 2019
7
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
8
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
9
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
10
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru