The Art Newspaper Russia
Поиск

Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх

Мир отмечает пять веков со дня смерти художника, соединившего в своих картинах веру, мораль и гротеск

Художник Иероним Босх (приблизительно 1450 — 1516) был богат и пользовался огромным уважением. Его произведения поражали и восхищали зрителей. К последнему десятилетию жизни Босха художники делали сотни копий с его картин и рисунков и писали собственные, навеянные его композициями. Слава Босха продолжала расти и достигла своего апогея примерно к 1600 году. А затем его почти забыли: воцарившиеся классицизм и академизм не оставили места гротеску.

В ХХ веке о знаменитом Саде земных наслаждений (1503) и о самом Иерониме Босхе заговорили вновь. Историки искусства поочередно навешивали на него ярлыки еретика, алхимика, авангардиста и приверженца свободной любви. В 1965 году британский психолог Р.И.Хемфилл предположил у него шизоидное расстройство личности.

Иероним Босх родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов, далеко от важных в то время крупных центров искусства и политики: Брюгге, Брюсселя и Гента. Он был третьим сыном в семье посредственного живописца Антониса ван Акена, который сам был сыном посредственного художника Яна ван Акена родом из немецкого города Ахен. Обучение юного Босха проходило в семейной мастерской и, что важнее, в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и осторожному критическому мышлению. 

Восхождение по социальной лестнице

После женитьбы около 1480 года на Алейт ван дер Меервенне, дочери со­стоятельного портного, социальный статус Босха повысился. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской. В 1488 году он становится членом общества избранных — Братства Богоматери, в которое входили представители религиозной и политической элиты Хертогенбоса.

Для капеллы братства в главной городской церкви Святого Иоанна Босх создал две небольшие картины и витраж и с этих пор стал регулярно получать солидные заказы от членов братства и их родственников. У братства были связи по всей стране, поэтому вскоре к Босху начали поступать заказы и из других городов. К примеру, высокопоставленный чиновник из Антверпена Питер Шейве заказал ему триптих Поклонение волхвов (около 1496/97), который теперь хранится в Музее Прадо в Мадриде.

Приблизительно в 1495 году Иерун ван Акен сменил имя на Иероним Босх (латинизированная форма имени плюс краткая форма названия родного города). В следующие несколько лет он создал свои самые прославленные работы — крупномасштабные триптихи.

Пожалуй, наиболее знаменитый из них — Сад земных наслаждений из Прадо. Исследователи считают, что работа была написана к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской. Триптих был задуман как своего рода руководство к успешному брачному союзу и как предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали. И кроме того, он был призван развлекать придворное общество.

Забавное и причудливое

Первые записи своих впечатлений от произведений Босха оставил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Людовика Арагонского. Он увидел Сад земных наслаждений во время визита во дворец Генриха III в Брюсселе в 1517 году, через год после смерти художника, и описал его как «картины на фантастические темы… где одни люди выходят из морских раковин, другие извергаются из журавлей… есть всякого рода птицы и животные, как в жизни, вся работа забавная и причудливая».

Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. И хотя толкования Беатиса и Сигуэнсы могут показаться противоположными, на самом деле это две стороны одной медали. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare — обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. «Поэтому он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.

Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем; это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и поэтому достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное? Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным.

Материалы по теме
Просмотры: 17394
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru