The Art Newspaper Russia
Поиск

Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх

Мир отмечает пять веков со дня смерти художника, соединившего в своих картинах веру, мораль и гротеск

Художник Иероним Босх (приблизительно 1450 — 1516) был богат и пользовался огромным уважением. Его произведения поражали и восхищали зрителей. К последнему десятилетию жизни Босха художники делали сотни копий с его картин и рисунков и писали собственные, навеянные его композициями. Слава Босха продолжала расти и достигла своего апогея примерно к 1600 году. А затем его почти забыли: воцарившиеся классицизм и академизм не оставили места гротеску.

В ХХ веке о знаменитом Саде земных наслаждений (1503) и о самом Иерониме Босхе заговорили вновь. Историки искусства поочередно навешивали на него ярлыки еретика, алхимика, авангардиста и приверженца свободной любви. В 1965 году британский психолог Р.И.Хемфилл предположил у него шизоидное расстройство личности.

Иероним Босх родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов, далеко от важных в то время крупных центров искусства и политики: Брюгге, Брюсселя и Гента. Он был третьим сыном в семье посредственного живописца Антониса ван Акена, который сам был сыном посредственного художника Яна ван Акена родом из немецкого города Ахен. Обучение юного Босха проходило в семейной мастерской и, что важнее, в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и осторожному критическому мышлению. 

Восхождение по социальной лестнице

После женитьбы около 1480 года на Алейт ван дер Меервенне, дочери со­стоятельного портного, социальный статус Босха повысился. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской. В 1488 году он становится членом общества избранных — Братства Богоматери, в которое входили представители религиозной и политической элиты Хертогенбоса.

Для капеллы братства в главной городской церкви Святого Иоанна Босх создал две небольшие картины и витраж и с этих пор стал регулярно получать солидные заказы от членов братства и их родственников. У братства были связи по всей стране, поэтому вскоре к Босху начали поступать заказы и из других городов. К примеру, высокопоставленный чиновник из Антверпена Питер Шейве заказал ему триптих Поклонение волхвов (около 1496/97), который теперь хранится в Музее Прадо в Мадриде.

Приблизительно в 1495 году Иерун ван Акен сменил имя на Иероним Босх (латинизированная форма имени плюс краткая форма названия родного города). В следующие несколько лет он создал свои самые прославленные работы — крупномасштабные триптихи.

Пожалуй, наиболее знаменитый из них — Сад земных наслаждений из Прадо. Исследователи считают, что работа была написана к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской. Триптих был задуман как своего рода руководство к успешному брачному союзу и как предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали. И кроме того, он был призван развлекать придворное общество.

Забавное и причудливое

Первые записи своих впечатлений от произведений Босха оставил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Людовика Арагонского. Он увидел Сад земных наслаждений во время визита во дворец Генриха III в Брюсселе в 1517 году, через год после смерти художника, и описал его как «картины на фантастические темы… где одни люди выходят из морских раковин, другие извергаются из журавлей… есть всякого рода птицы и животные, как в жизни, вся работа забавная и причудливая».

Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. И хотя толкования Беатиса и Сигуэнсы могут показаться противоположными, на самом деле это две стороны одной медали. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare — обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. «Поэтому он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.

Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем; это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и поэтому достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное? Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным.

Материалы по теме
Просмотры: 16803
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
7
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru