The Art Newspaper Russia
Поиск

Больше ада

Исследовательский проект к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха позволил подтвердить подлинность рисунка и усомниться в авторстве известной картины

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Рисунок, долгое время считавшийся чересчур «босхианским» для того, чтобы его действительно создал Иероним Босх (1450–1516), все-таки признан подлинником голландского мастера. На Пейзаже ада изображены сцены из преисподней, в том числе люди, скармливаемые прожорливому чудовищу через водяное колесо, а также маленькие человечки, катающиеся на ноже, вонзенном в голову засунутого в корзину человека.

До того как рисунок проанализировала команда «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» (BRCP), он приписывался мастерской художника. BRCP — инициатива по изучению и документированию произведений Иеронима Босха, запущенная пять лет назад, в преддверии 500-летней годовщины со дня его смерти, которая отмечается в 2016 году.

В 2003 году рисунок приобрел на аукционе частный коллекционер из Европы. Хотя работа и представлена в вышедшем в 2012 году каталоге рисунков Босха, составленном Фрицем Корени, доступ к ней имели всего двое ученых (на публичных площадках она не выставлялась). Искусствовед Матхейс Илсинк из Неймегенского университета, координатор BRCP, увидел рисунок в книге Корени и решил, что он заслуживает более пристального внимания.

«Это не просто „удачная стилизация“, как говорили многие. Их я видел немало, и в 99% случаев они не слишком впечатляют, — объясняет Илсинк. — А этот рисунок очень, очень хорош».

По его словам, аргумент, заключающийся в том, что эта работа «слишком похожа на Босха, чтобы быть настоящим Босхом», не выдерживает никакой критики. Притом что другие такие же «босхианские» рисунки, включая Tри фигуры (ок. 1505) из венской Альбертины, считаются подлинниками. «Нельзя винить Босха за то, что он слишком похож на Босха», — считает Илсинк.

При работе с этим произведением использовались инфракрасная рефлексография и цифровая макрофотография сверхвысокого разрешения в инфракрасном излучении и в видимой части светового спектра. Бумагу, почерк и чернила сравнили с рисунками из авторитетных коллекций в Берлине, Париже и Роттердаме. Рентген обнаружил связь между фигурами на Пейзаже ада и фигурами, скрытыми под красочным слоем на других работах. К примеру, человек в корзине похож на человека, изображенного на предварительном рисунке «створок ада», знаменитой картины Босха Сад земных наслаждений (1500–1505) из мадридского Прадо.

Босх часто менял планы в процессе работы, так что на его полотнах всегда много закрашенных участков и недовоплощенных предварительных рисунков. «Предполагаемый автор стилизации не мог иметь доступа к этим более ранним версиям», — говорит Илсинк. Можно, конечно, утверждать, что Пейзаж ада создан в мастерской художника, но лично он не согласен с этой версией.

Исследовательские проекты таких масштабов часто приводят не только к реатрибуциям, но и к открытиям. В частности, ученые из BRCP полагают, что Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте, описанное на его сайте как «предположительно поздняя работа Иеронима Босха», на самом деле создано последователем. «Когда вы атрибутируете картину определенному художнику, то должны объяснить, почему считаете, что она написана именно им, а не наоборот», — говорит Илсинк, уточняя: проведенный анализ не дал оснований утверждать, что эта картина написана Босхом.

Представительница музея ответила, что эта новость «на самом деле не стала для них сюрпризом»: вопрос об авторстве полотна обсуждается уже пару десятилетий. Но музей пока лишь поверхностно знаком с исследованием, поэтому ей «трудно должным образом оценить эти новые данные».

Музей планирует встретиться с учеными, чтобы «провести дальнейшие исследования». «К каким бы выводам относительно этого полотна мы ни пришли, оно, несомненно, остается шедевром живописи позднего Средневековья и одним из главных сокровищ музея, — говорит его представительница. — И если реакцию в залах и в соцсетях можно считать показателем, то посетители продолжат восхищаться этим произведением искусства вне зависимости от того, кто его создал».

Матхейс Илсинк входит в число организаторов масштабной выставки Босха, которая пройдет в Хертогенбосе, родном городе художника. Иероним Босх. Видения гения открывается 13 февраля в Музее Северного Брабанта и станет первым событием в рамках годовых торжеств в честь художника. Прадо откроет собственную юбилейную выставку 31 мая. Весною при поддержке Фонда Гетти запустят сайт с оригинальными источниками и изображениями, собранными в ходе работы «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха».

Материалы по теме
Просмотры: 5179
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
3
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
4
Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее
Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла.
10 июля 2018
5
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
6
Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?
Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера
11 июля 2018
7
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
8
Новые станции московского метро: типовое против художественного
Московское метро стремительно растет, новые станции и ветки открываются одна за другой. Их архитектура и стилистика пытаются продолжить традицию метро как общественного пространства с художественным содержанием
12 июля 2018
9
Где Рубенс, там и барокко
Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий
10 июля 2018
10
Выставки июля и августа в галереях Москвы
Российские дизайнеры в МАРСе, Роман Сакин в XL, Женя Мачнева во Vladey, Вик Мюнис в Галерее Гари Татинцяна и многие другие.
10 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru