The Art Newspaper Russia
Поиск

Больше ада

Исследовательский проект к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха позволил подтвердить подлинность рисунка и усомниться в авторстве известной картины

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Рисунок, долгое время считавшийся чересчур «босхианским» для того, чтобы его действительно создал Иероним Босх (1450–1516), все-таки признан подлинником голландского мастера. На Пейзаже ада изображены сцены из преисподней, в том числе люди, скармливаемые прожорливому чудовищу через водяное колесо, а также маленькие человечки, катающиеся на ноже, вонзенном в голову засунутого в корзину человека.

До того как рисунок проанализировала команда «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» (BRCP), он приписывался мастерской художника. BRCP — инициатива по изучению и документированию произведений Иеронима Босха, запущенная пять лет назад, в преддверии 500-летней годовщины со дня его смерти, которая отмечается в 2016 году.

В 2003 году рисунок приобрел на аукционе частный коллекционер из Европы. Хотя работа и представлена в вышедшем в 2012 году каталоге рисунков Босха, составленном Фрицем Корени, доступ к ней имели всего двое ученых (на публичных площадках она не выставлялась). Искусствовед Матхейс Илсинк из Неймегенского университета, координатор BRCP, увидел рисунок в книге Корени и решил, что он заслуживает более пристального внимания.

«Это не просто „удачная стилизация“, как говорили многие. Их я видел немало, и в 99% случаев они не слишком впечатляют, — объясняет Илсинк. — А этот рисунок очень, очень хорош».

По его словам, аргумент, заключающийся в том, что эта работа «слишком похожа на Босха, чтобы быть настоящим Босхом», не выдерживает никакой критики. Притом что другие такие же «босхианские» рисунки, включая Tри фигуры (ок. 1505) из венской Альбертины, считаются подлинниками. «Нельзя винить Босха за то, что он слишком похож на Босха», — считает Илсинк.

При работе с этим произведением использовались инфракрасная рефлексография и цифровая макрофотография сверхвысокого разрешения в инфракрасном излучении и в видимой части светового спектра. Бумагу, почерк и чернила сравнили с рисунками из авторитетных коллекций в Берлине, Париже и Роттердаме. Рентген обнаружил связь между фигурами на Пейзаже ада и фигурами, скрытыми под красочным слоем на других работах. К примеру, человек в корзине похож на человека, изображенного на предварительном рисунке «створок ада», знаменитой картины Босха Сад земных наслаждений (1500–1505) из мадридского Прадо.

Босх часто менял планы в процессе работы, так что на его полотнах всегда много закрашенных участков и недовоплощенных предварительных рисунков. «Предполагаемый автор стилизации не мог иметь доступа к этим более ранним версиям», — говорит Илсинк. Можно, конечно, утверждать, что Пейзаж ада создан в мастерской художника, но лично он не согласен с этой версией.

Исследовательские проекты таких масштабов часто приводят не только к реатрибуциям, но и к открытиям. В частности, ученые из BRCP полагают, что Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте, описанное на его сайте как «предположительно поздняя работа Иеронима Босха», на самом деле создано последователем. «Когда вы атрибутируете картину определенному художнику, то должны объяснить, почему считаете, что она написана именно им, а не наоборот», — говорит Илсинк, уточняя: проведенный анализ не дал оснований утверждать, что эта картина написана Босхом.

Представительница музея ответила, что эта новость «на самом деле не стала для них сюрпризом»: вопрос об авторстве полотна обсуждается уже пару десятилетий. Но музей пока лишь поверхностно знаком с исследованием, поэтому ей «трудно должным образом оценить эти новые данные».

Музей планирует встретиться с учеными, чтобы «провести дальнейшие исследования». «К каким бы выводам относительно этого полотна мы ни пришли, оно, несомненно, остается шедевром живописи позднего Средневековья и одним из главных сокровищ музея, — говорит его представительница. — И если реакцию в залах и в соцсетях можно считать показателем, то посетители продолжат восхищаться этим произведением искусства вне зависимости от того, кто его создал».

Матхейс Илсинк входит в число организаторов масштабной выставки Босха, которая пройдет в Хертогенбосе, родном городе художника. Иероним Босх. Видения гения открывается 13 февраля в Музее Северного Брабанта и станет первым событием в рамках годовых торжеств в честь художника. Прадо откроет собственную юбилейную выставку 31 мая. Весною при поддержке Фонда Гетти запустят сайт с оригинальными источниками и изображениями, собранными в ходе работы «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха».

Материалы по теме
Просмотры: 5648
Популярные материалы
1
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Римская прямолинейность
Дом Montblanc отмечает 28-е вручение премии выдающимся филантропам современности выпуском новой лимитированной серии ручек «Покровители искусства», посвященной римскому императору Адриану.
15 июля 2019
10
Майкл Фридман: «Мы рассказываем историю»
Посланник бренда Audemars Piguet — о будущем музее, молодых коллекционерах и преемственности традиций.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru