The Art Newspaper Russia
Поиск

Больше ада

Исследовательский проект к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха позволил подтвердить подлинность рисунка и усомниться в авторстве известной картины

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Теперь ученые полагают, что знаменитое Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте на самом деле написано последователем Босха

Рисунок, долгое время считавшийся чересчур «босхианским» для того, чтобы его действительно создал Иероним Босх (1450–1516), все-таки признан подлинником голландского мастера. На Пейзаже ада изображены сцены из преисподней, в том числе люди, скармливаемые прожорливому чудовищу через водяное колесо, а также маленькие человечки, катающиеся на ноже, вонзенном в голову засунутого в корзину человека.

До того как рисунок проанализировала команда «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» (BRCP), он приписывался мастерской художника. BRCP — инициатива по изучению и документированию произведений Иеронима Босха, запущенная пять лет назад, в преддверии 500-летней годовщины со дня его смерти, которая отмечается в 2016 году.

В 2003 году рисунок приобрел на аукционе частный коллекционер из Европы. Хотя работа и представлена в вышедшем в 2012 году каталоге рисунков Босха, составленном Фрицем Корени, доступ к ней имели всего двое ученых (на публичных площадках она не выставлялась). Искусствовед Матхейс Илсинк из Неймегенского университета, координатор BRCP, увидел рисунок в книге Корени и решил, что он заслуживает более пристального внимания.

«Это не просто „удачная стилизация“, как говорили многие. Их я видел немало, и в 99% случаев они не слишком впечатляют, — объясняет Илсинк. — А этот рисунок очень, очень хорош».

По его словам, аргумент, заключающийся в том, что эта работа «слишком похожа на Босха, чтобы быть настоящим Босхом», не выдерживает никакой критики. Притом что другие такие же «босхианские» рисунки, включая Tри фигуры (ок. 1505) из венской Альбертины, считаются подлинниками. «Нельзя винить Босха за то, что он слишком похож на Босха», — считает Илсинк.

При работе с этим произведением использовались инфракрасная рефлексография и цифровая макрофотография сверхвысокого разрешения в инфракрасном излучении и в видимой части светового спектра. Бумагу, почерк и чернила сравнили с рисунками из авторитетных коллекций в Берлине, Париже и Роттердаме. Рентген обнаружил связь между фигурами на Пейзаже ада и фигурами, скрытыми под красочным слоем на других работах. К примеру, человек в корзине похож на человека, изображенного на предварительном рисунке «створок ада», знаменитой картины Босха Сад земных наслаждений (1500–1505) из мадридского Прадо.

Босх часто менял планы в процессе работы, так что на его полотнах всегда много закрашенных участков и недовоплощенных предварительных рисунков. «Предполагаемый автор стилизации не мог иметь доступа к этим более ранним версиям», — говорит Илсинк. Можно, конечно, утверждать, что Пейзаж ада создан в мастерской художника, но лично он не согласен с этой версией.

Исследовательские проекты таких масштабов часто приводят не только к реатрибуциям, но и к открытиям. В частности, ученые из BRCP полагают, что Несение Креста (1510/16) из Музея изящных искусств в Генте, описанное на его сайте как «предположительно поздняя работа Иеронима Босха», на самом деле создано последователем. «Когда вы атрибутируете картину определенному художнику, то должны объяснить, почему считаете, что она написана именно им, а не наоборот», — говорит Илсинк, уточняя: проведенный анализ не дал оснований утверждать, что эта картина написана Босхом.

Представительница музея ответила, что эта новость «на самом деле не стала для них сюрпризом»: вопрос об авторстве полотна обсуждается уже пару десятилетий. Но музей пока лишь поверхностно знаком с исследованием, поэтому ей «трудно должным образом оценить эти новые данные».

Музей планирует встретиться с учеными, чтобы «провести дальнейшие исследования». «К каким бы выводам относительно этого полотна мы ни пришли, оно, несомненно, остается шедевром живописи позднего Средневековья и одним из главных сокровищ музея, — говорит его представительница. — И если реакцию в залах и в соцсетях можно считать показателем, то посетители продолжат восхищаться этим произведением искусства вне зависимости от того, кто его создал».

Матхейс Илсинк входит в число организаторов масштабной выставки Босха, которая пройдет в Хертогенбосе, родном городе художника. Иероним Босх. Видения гения открывается 13 февраля в Музее Северного Брабанта и станет первым событием в рамках годовых торжеств в честь художника. Прадо откроет собственную юбилейную выставку 31 мая. Весною при поддержке Фонда Гетти запустят сайт с оригинальными источниками и изображениями, собранными в ходе работы «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха».

Материалы по теме
Просмотры: 5822
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
7
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
8
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
9
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
10
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru