The Art Newspaper Russia
Поиск

Зельфира Трегулова: «Мне нравятся выставки, кураторы которых позволяют искусству самому высказываться»

Новый директор РОСИЗО Зельфира Трегулова рассказала о том, как нужно делать выставки, чтобы они прогремели

Сенсация для профессиональной публики — ваше новое назначение. О Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» давно забыли, должность его директора не казалась привлекательной для специалиста вашего класса.

Понимаете, для меня встал вопрос, надо ли оставаться в Музеях Кремля, где я проработала 11 лет, где существует хорошая команда. Кто-то может быть в одном месте всю жизнь, но я больше десяти лет нигде не работала. Мне нужна перемена декораций, обстоятельств, чтобы я вновь почувствовала драйв, чтобы сознание начало фонтанировать.

В результате я приняла предложение стать гендиректором РОСИЗО, что в первую очередь подразумевает организацию больших междисциплинарных выставок. Я их делала до работы в Музеях Кремля и Пушкинском музее, и мне интересно вернуться к этому на новом этапе. Хотя, говорят, в одну воду дважды не вступишь.

Извините, но не могу не спросить: известно, что вы были одним из главных претендентов на должность директора ГМИИ им. А. С. Пушкина. Что вы испытали, когда узнали, что этого не случится?

Знаете, я человек, работавший в советских структурах, и знаю, как готовятся и согласовываются такие решение, сколько может быть неожиданных поворотов. Да, моя кандидатура обсуждалась, но по опыту знаю: пока перед глазами не предстанет приказ о назначении, не стоит ни в чем быть уверенным. Вернемся к выставкам. Сейчас это уже совсем другая вода, не бурный океан, как в 1990-е годы.

Ситуация изменилась радикально. Я работала во Всесоюзном художественнопроизводственном объединении им. Е. В. Вучетича с 1986 по 1997 год. В те самые 11 лет, когда эта организация делала потрясающие выставочные проекты. Выставка Великая утопия стала для меня и моих коллег настоящим университетом. И еще один проект, на котором отточилось умение делать невозможное, — выставка Москва — Берлин. Утопия состояла из полутора тысяч экспонатов из 56 музеев, а здесь экспонатов насчитывалось две с половиной тысячи, а количество собраний зашкаливало. Это был очень интересный проект: стык времен, поколений, стран. Такую выставку забыть невозможно, и когда смотришь на невероятный красный кирпич — каталог, то с трудом понимаешь, как можно было сделать два проекта — в Москве и Берлине, чтобы они прозвучали так сильно, впервые показав то, что не было принято.

Но это было время потрясающих открытий. Я не сомневаюсь в ваших профессиональных возможностях, но разве тот период не позади?

Конечно, волна открытий, которая нахлынула на нас в 1990-е годы, не вернется. Но я уверена, что и сегодня можно делать подобные проекты. Не такие острые и масштабные, но вдумчивые, тонкие, с анализом художественных, социокультурных и политических моментов. Прежде всего по ХХ веку, в том числе по соцреализму. Сейчас время спокойной оценки многих явлений, радикализм прежних суждений несколько смягчился. Наверное, можно об этом пожалеть;уходят острота и полемичность, зато возникают мудрость и взвешенность, появляется более детальный и менее снобистский подход. Мы сейчас инициируем проект, который как раз может стать серьезным, зрелым размышлением об искусстве второй половины ХХ века. Но детали еще рано раскрывать.

Многие подумали: раз Трегулову назначили на это место, значит, оно важное. Министерство культуры демонстрирует намерение проводить государственную культурную политику. Перед вами ставили идеологические задачи?

Действительно, мое назначение связано с желанием министерства и необходимостью представлять страну на международных фестивалях и в рамках годов культуры значимыми, конкурентоспособными проектами, которые могли бы иметь адекватный резонанс на Западе.

И резонанс на Западе — задача?

Да, должны быть большие, серьезные выставки, которые были бы замечены, о которых бы писали. И они должны представлять культурное достояние страны. Давайте вспомним, что происходило в последние десятилетия с выставками искусства России за рубежом. В 2005-м с невероятным успехом прошла выставка Россия!.

Да, в Музее Гуггенхайма, вы были ее куратором.

Она была достаточно просто выстроена, но у нее была тонкая и сложная концепция. И она базировалась на лучших вещах, созданных в России, начиная с икон XIII века и заканчивая потрясающей инсталляцией Ильи Кабакова Человек, улетевший в космос из своей квартиры из Центра Помпиду. Резонанс был огромный, выставка стала самой посещаемой в истории музея. В том же году был фестиваль Europalia в Бельгии с невероятным набором выставок. И надо сказать, проект осуществлялся в РОСИЗО с привлечением многих музеев и разных кураторов. Проекты показывали по всей стране, разные и на любой вкус, но сделанные умно, без официальных фанфар. И последняя великая выставка — Святая Русь в Лувре. Ее придумали французские кураторы. Музеи Кремля в ней участвовали, и я помню, как все требовали от французов концепцию. В конце концов они показали какую-то бумажку, по большому счету ничего не значившую. Но то, что мы увидели в Лувре, было ошеломляющим. И для представителей российских музеев, и для французов.

Она и в Третьяковке ошеломила: такого количества первоклассных древнерусских памятников в одном месте я никогда не видела.

В таком случае никакие концепции и комментарии не нужны. Мне нравятся выставки, кураторы которых позволяют искусству самому высказываться и не навязывают заранее определенную мысль. Больше таких проектов, где Россия бы прогремела, я не помню.Делались отдельные интересные выставки, организованные музеями, но вот такого, чтобы мир удивился и пережил культурный шок, не было. Я думаю, что мое назначение как раз и связано с пониманием, что нужно возвращаться к масштабным проектам, где объединяются усилия музеев и кураторов, когда вырабатывается современная, адекватная, конкурентоспособная концепция и когда вложенные государством деньги дают максимальный результат.

Результат — положительный образ России?

Представление о невероятно значимом художественном наследии, если речь идет о старом искусстве, или показ живого, интересного процесса, если речь о современном искусстве. Это касается, кстати, не только Европы; с Америкой после конфликта с библиотекой Шнеерсона музейный обмен пока прерван, но существуют еще азиатские страны.

До нашей встречи у вас были китайцы. О чем договаривались?

Пока секрет, но Китай, это известно всему миру, становится главным потребителем мировой культуры. Музеи Кремля сделали в Шанхае выставку Фаберже — ее посетило 600 тыс. человек. В Китае понимают, что стране престижно принимать такие выставки, и государство выделяет на это средства.

Какой секрет? Легко догадаться, что они как раз ждут искусство социалистического реализма.

Конечно, но не только. Они интересуются и русской живописью XIX века. Вообще, я знаю, что для китайцев интересно многое. Но есть проекты, которые их интересуют меньше, чем европейцев. Понятно, что если одна выставка показывается в разных местах, то это облегчает жизнь организаторам, но целевое создание выставочного проекта срабатывает лучше всего, когда делаешь проект под конкретный музей, его коллекцию, его программу. Тогда и достигается лучший результат, хотя это предполагает интенсивность работы.

Музеи, как вы уже сказали, вполне успешно самостоятельно обмениваются выставками. Зачем им РОСИЗО?

Тут я приведу слова министра: делать выставки не вместо музеев, а вместе с музеями.

У вас интересная и перспективная задача. Во-первых, русское искусство в мире недооценено…

100%-но с вами согласна.

Во-вторых, интерес к искусству в мире не падает, а новое не так легко найти. Французских импрессионистов и Ван Гога уже видели. И какие-то открытия, например датская живопись начала XIX века, очень радуют. А современного русского искусства мало на биеннале.

Я с вами абсолютно согласна. Я делала Россию! страстно, понимая, что она открывает американцам неизвестную цивилизацию. Вы кстати вспомнили про датскую живопись. В 1990-х годах была большая выставка в Метрополитен-музее.Когда я ее увидела, то подумала, что если сделать выставку золотого века русской живописи, то она имела бы огромный успех. Кроме того, что есть работы безукоризненного качества, в них присутствует еще что-то невероятно человеческое, душевное, всем понятное. Вот, например, итальянцы делают массу выставок про свой XIX век.

Про который думаешь: как же так могла упасть великая итальянская живопись!

Но вот опять вспоминаю Россию!. Сколько людей останавливалось перед картинами второй половины XIX века: и перед пейзажами, и перед портретом Достоевского. Сейчас складывается новое отношение и к соцреализму. Последние проекты, которые утвердили новое отношение к советскому искусству, — это две выставки в Риме, в Палаццо делле Экспозиционе — ретроспектива Александра Дейнеки, блистательная, имевшая огромный успех, и вторая —  Социалистические реализмы, сокуратором которой я также была, ее за два месяца посетило 100 тыс. человек.

В Риме, где есть что посмотреть!

Выставка очень серьезно анализировала отечественное искусство с 1924 по 1980 год. Туда были включены работы таких выдающихся художников, как Гелий Коржев и Виктор Попков, и это искусство смотрелось серьезным художественным феноменом.

Ну так про что выставка была? Что эти работы сказали зрителю?

Во-первых, о том, что это искусство не унифицированное и существующее не только в виде заказной картины; что даже в заказной картине художники решали живописные задачи; что многие работы смотрятся сегодня очень смело, и удивляешься, как эта смелость не была считана и художник не был за нее наказан. Во-вторых, даже многие вещи махровых соцреалистов — значимое и серьезное искусство, параллельное искусству итальянскому или немецкому того же времени. И там не было ни одного портрета Сталина. Но Ворошилов на лыжах (картина К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке. — TANR) Исаака Бродского был, конечно. Что касается искусства после 1953 года, то оно было честным и искренним, очень глубоким. И когда вы смотрите картины Попкова (а мы готовим сейчас две его выставки для показа за рубежом), то сегодня видно, сколько в его работах экзистенциального, сколько страха перед смертью……

и диалога со старой живописью.

А идеологии совсем нет. И даже Строители Братска, которые эмблематичны для сурового стиля, — это страшный черный фон и траншеябездна перед героями. И вся серия, связанная с Братском, исключительно трагична. И вот когда ты смотришь на это искусство заново, то понимаешь, насколько оно интересно и актуально не только для тебя, рожденного советским человека, знающего подоплеку и контекст, но это имеет и общечеловеческое звучание.

1960-е годы были счастливым временем для русского искусства, когда были созданы прекрасные фильмы, написаны чудесные книги. Про кино и литературу в мире знают, а про живопись почти нет.

Вы еще не сформировали команду, есть ли проблема с кадрами?

Есть молодые талантливые люди, готовые работать. Но им пока не хватает опыта.

Материалы по теме
Просмотры: 2824
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
7
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru