18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство сдулось

Лондонские аукционы свидетельствуют о том, что годы процветания послевоенного и современного искусства остались позади. Результаты торгов на Phillips и Sotheby’s не дотянули до своих эстимейтов — но инсайдеры считают, что это здоровая корректировка.

На фоне нестабильности на мировом фондовом рынке и падения цен на нефть первые два аукциона, прошедшие на этой неделе в Лондоне, демонстрируют, что рынок послевоенного и современного искусства, или по крайней мере большая его часть, выдохся.

Аукцион искусства ХХ века и современного искусства Phillips, состоявшийся 9 февраля, прошел очень неровно, 65% работ ушли либо ниже, либо едва дотянувшись до нижней планки эстимейта. Суммарная выручка также оказалась ниже минимального эстимейта в £25,9 млн и составила £20,8 млн, или £24,6 млн с учетом комиссии покупателя. Всего было продано 79% выставленных на торги произведений искусства.

Главный исполнительный директор Phillips Эд Долман поспешил смягчить масштабы корректировки. «Это не похоже на падение; на самом деле рынок просто стал более разборчивым», — сказал он.

И действительно, высокое качество и разумные цены на работы таких художников, как Жан Дюбюффе, Лучо Фонтана и Миммо Ротелла, чей китчевый коллаж был продан за рекордные £900 тыс. (£1,1 млн с комиссией, эстимейт £400–600 тыс.), пришлись по душе практичным коллекционерам.

Другие были очевидно довольны тем, что рынок стал более спокойным. Покидая аукционный зал, миланский дилер Николо Карди, поставивший на Фонтану меньше, чем его конкуренты, зато получивший картину Пьера Паоло Кальцолари по цене ее нижнего эстимейта (£150 тыс., £182,5 тыс. с комиссией), сказал: «Я сделал очень выгодную покупку, розничная цена на эту работу значительно выше».

Несмотря на очень бодрое начало, напомнившее о бурных старых временах, торги современным искусством на Sotheby’s 10 февраля также не оправдали надежд, принеся £59,4 млн, или £69,5 млн с комиссией, при эстимейте в £60,2–86,1 млн. Всего было продано 78% выставленных работ, 49% из которых ушло ниже или с трудом достигло своего нижнего эстимейта.

Результаты торгов, составившие почти половину суммарной выручки прошлого года, сильно подпортило то, что в последний момент с них был снят ключевой лот — смазанное серое полотно Герхарда Рихтера, «гарантию третьих лиц» на продажу которого дали иранские коллекционеры Эскандер и Фатима Малеки. Ожидалось, что эта работа, снятая по запросу собственников, будет продана за £14–20 млн. В число других снятых с торгов лотов также вошла картина Жан-Мишеля Баскиа с эстимейтом £6–8 млн.

Большое полотно молодого румынского художника Адриана Гение по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога стало одним из немногих проданных выше эстимейта. За него шла борьба между десятью покупателями, в том числе Микаэлой де Пюри, Хью Гибсоном и Таддеушем Ропаком, но в конце концов оно досталось покупателю из Азии по телефонной ставке за рекордные £2,65 млн, или £3,1 млн с комиссией (эстимейт £400–600 тыс.). А картина Люсьена Фрейда 1960–1961 годов, на которой изображена его беременная любовница-подросток, привлекла девятерых покупателей и ушла за £14,2 млн (£16,1 млн с комиссией, эстимейт £7–10 млн).

По мнению арт-консультанта Лизы Шифф, эти торги Sotheby’s показали, «что речь идет не о лопнувшем пузыре, а о здоровой регулировке». Кроме того, она отметила: «Там, где эстимейты не были завышены, работы продались очень хорошо, но там, где ожидания продавцов были нереалистическими, в особенности касательно молодых художников, продажи прошли плохо».

Торги послевоенным и современным искусством продолжатся 11 февраля на Bonhams и Christie’s с предпродажными эстимейтами в £8,5–12,3 млн и £50,4–75,2 млн соответственно.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+