The Art Newspaper Russia
Поиск

Топ-100 организаций, упомянутых в материалах The Art Newspaper Russia в 2015 году

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Музеи (с присовокупленными выставочными залами) уверенно лидируют по частоте упоминаний, создавая или соучаствуя более чем в половине новостных поводов. И побеждают не только в командном, но и в личном зачете: на первом месте рейтинга со значительным отрывом находится Государственный Эрмитаж, подтверждающий реноме главного российского музея и одного из мировых центров искусства.

В основу рейтинга был положен простой критерий — частота упоминаний той или иной институции в материалах, опубликованных на сайте The Art Newspaper Russia в течение прошлого года. Из образовавшегося списка была выбрана первая сотня названий, где ньюсмейкеры, набравшие одинаковое количество баллов (1 публикация = 1 балл), располагаются по алфавиту. Именно поэтому, например, галерея Тейт ниже галереи Anna Nova, несмотря на одинаковую сумму баллов-упоминаний.

Эрмитаж в ушедшем году по обыкновению блеснул разнообразной выставочной программой, среди которой выделялся безусловный блокбастер — персональная выставка Захи Хадид в Большом Николаевском зале; были опубликованы планы на строительство филиала в Москве — трепещите, москвичи! — а ближе к концу года случился IV Санкт-Петербургский международный культурный форум, чьи события были во многом связаны с Эрмитажем и, в частности, с Эрмитажным театром, где на ток-шоу «Для чего нужно искусство?» The Art Newspaper отмечала 25-летие. Определенную роль сыграло и эхо 250-летнего юбилея самого Эрмитажа, пышно отмеченного в позапрошлом декабре (в силу сходного обстоятельства, медийного отзвука события, Европейская биеннале современного искусства Manifesta, проходившая в Петербурге летом 2014 года, заняла в рейтинге 2015 года третье место среди международных выставок, уступив только Венецианской и Московской биеннале).

Второе место среди институций — и тоже с заметным преимуществом, пусть и не с таким разительным, — занял аукционный дом Sotheby’s, что вкупе с первым местом Эрмитажа выглядит прямо калькой ситуации на внешних рынках: когда ресурсы есть, и много, но цену на них дают где-то там. Sotheby’s запомнился перестановками в руководстве — в начале года; затем мы публиковали рассказ о легендарном руководителе русского отдела аукционного дома Джоне Стюарте и воспоминания Киры Сапгир о собирателях шестидесятников и пропагандистах их искусства (где тоже фигурировал Sotheby’s), а также вдохновенно-оптимистические отчеты о кризисных «русских неделях» в Лондоне, когда Sotheby’s выдал более-менее приличный результат. Его извечный соперник аукционный дом Christie’s занял в рейтинге только шестое место, почему-то мировые рекорды его не спасли.

Помимо Christie’s и Sotheby’s, в первой десятке из нерезидентов только Венецианская биеннале (но и она привлекала внимание, понятно, прежде всего своим русским павильоном), остальные суть организации местные. Среди них — два главных столичных музея, Пушкинский и Третьяковка, потом московский Манеж, принявший самую успешную выставку прошлого года, если судить по посещаемости, — «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945», — а также Шестая Московская биеннале современного искусства и ВДНХ, где что только не показывали в прошлом году, считая и основной проект биеннале.

Следующими по частоте упоминаний за музеями, аукционными домами и международными выставками (среди которых лидируют упомянутые Венецианская и Московская биеннале) идут галереи. И первый среди галерей в рейтинге — «Винзавод», вообще-то не галерея, а конгломерат заведений этого типа. Но поскольку этот зонтичный бренд фигурирует всякий раз, когда речь идет о деятельности галерей на его территории, плюс сюда и собственные выставки «Винзавода» — он ведь еще и в категории «музеи и выставочные залы» может выступать, — в целом его лидерство выглядит объяснимо (пусть само по себе учреждение, если не считать изгнания Марата Гельмана, в этом году ничем особенным не запомнилось).

А второй среди галерей идет RuArts — вообще-то не то чтобы флагман московской галерейной жизни, однако и этот результат, повспоминав, можно объяснить. В начале года RuArts сделала выставку граффитистов в павильоне № 64 на ВДНХ — главное событие Первой биеннале уличного искусства «Артмоссфера»; дальше там же прошел беспрецедентный аукцион работ стрит-арта; а осенью была устроенная RuArts выставка Андрея Бартенева в ММОМА на Гоголевском; плюс активная публикация приглашений на свои выставки на нашем сайте — вот и набирается в сумме второе место. Третье место досталось «Триумфу», четвертое — Saatchi, что тоже выходит символично. Ибо если «Триумф» — это наш Saatchi, то Saatchi — это наш триумф, если вспомнить устроенную в стенах лондонской галереи тщанием и усердием Tsukanov Family Foundation выставку «Post Pop: East Meets West», где современное отечественное и зарубежное искусство было представлено вместе, в общем контексте и без обидных разъединений и ограничений, с таким упорством портивших нам настроение в минувшем году.

Мы составили также рейтинг упоминаемости персон, о нем читайте завтра.

Материалы по теме
Просмотры: 3668
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
6
В Лондоне завершается нашумевшая выставка Red Star Over Russia
Экспозиция в Тейт Модерн показывает визуальную культуру России первой половины XX века — образ бурной эпохи, созданный несколькими поколениями художников, графических дизайнеров и фотографов.
12 февраля 2018
7
Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси
Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства.
12 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
10
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru