The Art Newspaper Russia
Поиск

Топ-100 организаций, упомянутых в материалах The Art Newspaper Russia в 2015 году

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Музеи (с присовокупленными выставочными залами) уверенно лидируют по частоте упоминаний, создавая или соучаствуя более чем в половине новостных поводов. И побеждают не только в командном, но и в личном зачете: на первом месте рейтинга со значительным отрывом находится Государственный Эрмитаж, подтверждающий реноме главного российского музея и одного из мировых центров искусства.

В основу рейтинга был положен простой критерий — частота упоминаний той или иной институции в материалах, опубликованных на сайте The Art Newspaper Russia в течение прошлого года. Из образовавшегося списка была выбрана первая сотня названий, где ньюсмейкеры, набравшие одинаковое количество баллов (1 публикация = 1 балл), располагаются по алфавиту. Именно поэтому, например, галерея Тейт ниже галереи Anna Nova, несмотря на одинаковую сумму баллов-упоминаний.

Эрмитаж в ушедшем году по обыкновению блеснул разнообразной выставочной программой, среди которой выделялся безусловный блокбастер — персональная выставка Захи Хадид в Большом Николаевском зале; были опубликованы планы на строительство филиала в Москве — трепещите, москвичи! — а ближе к концу года случился IV Санкт-Петербургский международный культурный форум, чьи события были во многом связаны с Эрмитажем и, в частности, с Эрмитажным театром, где на ток-шоу «Для чего нужно искусство?» The Art Newspaper отмечала 25-летие. Определенную роль сыграло и эхо 250-летнего юбилея самого Эрмитажа, пышно отмеченного в позапрошлом декабре (в силу сходного обстоятельства, медийного отзвука события, Европейская биеннале современного искусства Manifesta, проходившая в Петербурге летом 2014 года, заняла в рейтинге 2015 года третье место среди международных выставок, уступив только Венецианской и Московской биеннале).

Второе место среди институций — и тоже с заметным преимуществом, пусть и не с таким разительным, — занял аукционный дом Sotheby’s, что вкупе с первым местом Эрмитажа выглядит прямо калькой ситуации на внешних рынках: когда ресурсы есть, и много, но цену на них дают где-то там. Sotheby’s запомнился перестановками в руководстве — в начале года; затем мы публиковали рассказ о легендарном руководителе русского отдела аукционного дома Джоне Стюарте и воспоминания Киры Сапгир о собирателях шестидесятников и пропагандистах их искусства (где тоже фигурировал Sotheby’s), а также вдохновенно-оптимистические отчеты о кризисных «русских неделях» в Лондоне, когда Sotheby’s выдал более-менее приличный результат. Его извечный соперник аукционный дом Christie’s занял в рейтинге только шестое место, почему-то мировые рекорды его не спасли.

Помимо Christie’s и Sotheby’s, в первой десятке из нерезидентов только Венецианская биеннале (но и она привлекала внимание, понятно, прежде всего своим русским павильоном), остальные суть организации местные. Среди них — два главных столичных музея, Пушкинский и Третьяковка, потом московский Манеж, принявший самую успешную выставку прошлого года, если судить по посещаемости, — «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945», — а также Шестая Московская биеннале современного искусства и ВДНХ, где что только не показывали в прошлом году, считая и основной проект биеннале.

Следующими по частоте упоминаний за музеями, аукционными домами и международными выставками (среди которых лидируют упомянутые Венецианская и Московская биеннале) идут галереи. И первый среди галерей в рейтинге — «Винзавод», вообще-то не галерея, а конгломерат заведений этого типа. Но поскольку этот зонтичный бренд фигурирует всякий раз, когда речь идет о деятельности галерей на его территории, плюс сюда и собственные выставки «Винзавода» — он ведь еще и в категории «музеи и выставочные залы» может выступать, — в целом его лидерство выглядит объяснимо (пусть само по себе учреждение, если не считать изгнания Марата Гельмана, в этом году ничем особенным не запомнилось).

А второй среди галерей идет RuArts — вообще-то не то чтобы флагман московской галерейной жизни, однако и этот результат, повспоминав, можно объяснить. В начале года RuArts сделала выставку граффитистов в павильоне № 64 на ВДНХ — главное событие Первой биеннале уличного искусства «Артмоссфера»; дальше там же прошел беспрецедентный аукцион работ стрит-арта; а осенью была устроенная RuArts выставка Андрея Бартенева в ММОМА на Гоголевском; плюс активная публикация приглашений на свои выставки на нашем сайте — вот и набирается в сумме второе место. Третье место досталось «Триумфу», четвертое — Saatchi, что тоже выходит символично. Ибо если «Триумф» — это наш Saatchi, то Saatchi — это наш триумф, если вспомнить устроенную в стенах лондонской галереи тщанием и усердием Tsukanov Family Foundation выставку «Post Pop: East Meets West», где современное отечественное и зарубежное искусство было представлено вместе, в общем контексте и без обидных разъединений и ограничений, с таким упорством портивших нам настроение в минувшем году.

Мы составили также рейтинг упоминаемости персон, о нем читайте завтра.

Материалы по теме
Просмотры: 4040
Популярные материалы
1
Самые интересные перформансы выставки «Здесь и сейчас» в Центральном Манеже
Проект «Здесь и сейчас» — своеобразный альманах современного искусства столицы, важной частью которого стали перформансы. Мы выбрали семь из них, которые стоит посетить до 20 августа. Тем более что вход на выставку бесплатный.
10 августа 2018
2
Косметику, наряды и автопортреты Фриды Кало показывают в Лондоне
Не проходит и месяца, чтобы где-то по миру не открывалась выставка самой знаменитой мексиканки — Фриды Кало.
09 августа 2018
3
Art Berlin переезжает в бывший аэропорт Берлин-Темпельхоф
Запущенная в прошлом году ярмарка, в которой на этот раз примут участие более 120 галерей, проверит арт-рынок на прочность.
10 августа 2018
4
Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея
Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством.
10 августа 2018
5
Пожар уничтожил деревянную Успенскую церковь — символ Кондопоги
Власти Карелии предполагают, что восстановить один из самых знаменитых храмов Русского Севера поможет подготовленная к его реставрации документация.
10 августа 2018
6
Прокуратура Касселя прекратила расследование по делу о растрате средств Documenta
Прокурор не обнаружил признаков финансовых злоупотреблений. Исполнительный директор выставки Аннетте Куленкампф поддержала это решение.
13 августа 2018
7
В берлинском Фонде Ольбрихта проходит выставка-размышление о времени
Два десятка художников пытаются уловить время и определить, как мы его воспринимаем.
13 августа 2018
8
Как помочь памятникам деревянного зодчества Русского Севера
Пожар в церкви Успения в Кондопоге в очередной раз привлек внимание к наследию Русского Севера, которому угрожает гибель не только от огня, но и от отсутствия должного ухода.
13 августа 2018
9
В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова
Расследование привело экспертов в царскую семью.
14 августа 2018
10
Пикник в Novikov Group
В хозяйстве «Агроном» Аркадия Новикова прошел пикник, во время которого гости могли насладиться вкусными летними блюдами и познакомиться с местом, где выращивают продукты для ресторанов Novikov Group.
13 августа 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru