The Art Newspaper Russia
Поиск

Есть ли жизнь на Art’е?

Дебаты The Art Newspaper в Британском музее

В Британском музее в Лондоне состоялось необычное ток-шоу. Математик, теолог, военный и писатель были опрошены королевским адвокатом с целью выяснить, зачем нужно искусство. Таким способом британская газета The Art Newspaper, ныне флагман мировой сети изданий об искусстве, к которой принадлежит и The Art Newspaper Russia, отметила 25-летие выхода своего первого номера. Идея дебатов, когда люди, не связанные профессионально с искусством, рассуждают о его целях и предназначении, принадлежит основателю (вместе с издателем Умберто Аллеманди) и редакционному директору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс и поддержана Volkswagen. «Искусство — это то, что нас объединяет, — говорит издатель и владелец The Art Newspaper Инна Баженова, — независимо от национальности, политических убеждений, возраста или пола. Это территория, где человек вспоминает о своем высоком предназначении и об ответственности перед прошлым и будущим. Вот уже 25 лет The Art Newspaper выполняет достойную миссию — быть проводником на территории искусства».

Анна Сомерс Кокс поприветствовала публику, собравшуюся в Зеленом зале музея, и представила спикеров-«свидетелей». В роли судьи, заслушивающего показания, выступил директор Британского музея Нил Макгрегор. Он пошутил, что дебаты напоминают ему прения в палате лордов; и в самом деле, и сам господин Макгрегор, и выступавшие вслед за ним продемонстрировали высший класс британского красноречия и чувства юмора.

Первым начал профессор математики из Кембриджа и драматург Джон Берроу, чья специализация — астрономия и космология, однако сам себя он отрекомендовал как специалиста «по всей Вселенной». Он посвятил свою речь тому, чем искусство отличается от математики и вообще от науки, затронул вопрос симметрии, которая является воплощением красоты для ученых, но часто нарушается в искусстве, несколько раз упомянул художника Джексона Поллока и термин «фракталы» и в конце своей речи подошел к «революции десктопов», когда достижения математики совпали с творческой свободой, что позволило «всем делать искусство». Отвечая на вопросы адвоката, баронессы Хелены Кеннеди, он сформулировал свой принцип того, что же такое искусство: «то, что хочется повторить и увидеть еще раз».

За ним на трибуну вышла писатель, теолог Карен Армстронг. Известная в Великобритании интеллектуалка сразу взяла высокую философскую ноту, сообщив, что «искусство — это то, что делает нас людьми, что дает нам смысл». Она подчеркнула в своей речи близость искусства и религии, немного порассуждала об облаках как метафоре художественного высказывания и завершила спич тезисом о том, что «понимать искусство — это тяжелая работа».

Госпожу Армстронг сменил писатель, букеровский лауреат Бен Окри. Следуя своему амплуа, он построил речь почти как стихи, как цепочку цитат и афоризмов, каждый из которых публика встречала аплодисментами. Самым популярным в его выступлении стало слово «трансформация», хотя далеко не все готовы были согласиться с его утверждением, что «искусство нельзя измерить и проанализировать». Бен Окри настаивал на том, что художников нельзя заставлять быть «полезными», искусство — «это наши высшие глаза, высшие уши и высшие прикосновения».

Наконец, завершал дебаты бывший полковник армии Саудовской Аравии и по совместительству концептуальный художник Абдулнассер Харем. Он предстал перед публикой в национальном наряде — белой джеллабе и арафатке, но при этом в европейских ботинках и полосатых носках. Его облачение вполне отвечало тому двойственному положению, в котором он оказался и о котором рассказывал: «с утра офицер, вечером — художник». Искусство он пытался также определить как сумму противоречащих друг другу функций, в результате складывающихся в нечто гармоничное. Адвокат же допытывалась о практических вещах, а именно: верно ли, что запрет на фигуративные изображения сделал его концептуалистом, художником абстракций? Господин Харем отшучивался, что любую фигуру можно расчленить на отдельные части. «То есть нарезать, как колбасу?» — спрашивала адвокат. В этом месте зал с облегчением захохотал. Нил Макгрегор подвел итоги дискуссии.

Гости, среди которых были представители лондонской художественной среды, как скульптор Энтони Гормли, международные фигуры, как арт-консультант Николас Ильин, русские лондонцы — международный директор аукционного дома Phillips Светлана Марич и куратор и издатель Светлана Аджубей, специально приехавшая из Москвы директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и многие другие, остались очень довольны вечером и особенно возвышенным характером дискуссии.

The Art Newspaper планирует продолжить дебаты в других городах и странах и с другими спикерами: в Эрмитаже, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музеях Ватикана.

Материалы по теме
Просмотры: 3557
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru