18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Есть ли жизнь на Art’е?

Дебаты The Art Newspaper в Британском музее

В Британском музее в Лондоне состоялось необычное ток-шоу. Математик, теолог, военный и писатель были опрошены королевским адвокатом с целью выяснить, зачем нужно искусство. Таким способом британская газета The Art Newspaper, ныне флагман мировой сети изданий об искусстве, к которой принадлежит и The Art Newspaper Russia, отметила 25-летие выхода своего первого номера. Идея дебатов, когда люди, не связанные профессионально с искусством, рассуждают о его целях и предназначении, принадлежит основателю (вместе с издателем Умберто Аллеманди) и редакционному директору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс и поддержана Volkswagen. «Искусство — это то, что нас объединяет, — говорит издатель и владелец The Art Newspaper Инна Баженова, — независимо от национальности, политических убеждений, возраста или пола. Это территория, где человек вспоминает о своем высоком предназначении и об ответственности перед прошлым и будущим. Вот уже 25 лет The Art Newspaper выполняет достойную миссию — быть проводником на территории искусства».

Анна Сомерс Кокс поприветствовала публику, собравшуюся в Зеленом зале музея, и представила спикеров-«свидетелей». В роли судьи, заслушивающего показания, выступил директор Британского музея Нил Макгрегор. Он пошутил, что дебаты напоминают ему прения в палате лордов; и в самом деле, и сам господин Макгрегор, и выступавшие вслед за ним продемонстрировали высший класс британского красноречия и чувства юмора.

Первым начал профессор математики из Кембриджа и драматург Джон Берроу, чья специализация — астрономия и космология, однако сам себя он отрекомендовал как специалиста «по всей Вселенной». Он посвятил свою речь тому, чем искусство отличается от математики и вообще от науки, затронул вопрос симметрии, которая является воплощением красоты для ученых, но часто нарушается в искусстве, несколько раз упомянул художника Джексона Поллока и термин «фракталы» и в конце своей речи подошел к «революции десктопов», когда достижения математики совпали с творческой свободой, что позволило «всем делать искусство». Отвечая на вопросы адвоката, баронессы Хелены Кеннеди, он сформулировал свой принцип того, что же такое искусство: «то, что хочется повторить и увидеть еще раз».

За ним на трибуну вышла писатель, теолог Карен Армстронг. Известная в Великобритании интеллектуалка сразу взяла высокую философскую ноту, сообщив, что «искусство — это то, что делает нас людьми, что дает нам смысл». Она подчеркнула в своей речи близость искусства и религии, немного порассуждала об облаках как метафоре художественного высказывания и завершила спич тезисом о том, что «понимать искусство — это тяжелая работа».

Госпожу Армстронг сменил писатель, букеровский лауреат Бен Окри. Следуя своему амплуа, он построил речь почти как стихи, как цепочку цитат и афоризмов, каждый из которых публика встречала аплодисментами. Самым популярным в его выступлении стало слово «трансформация», хотя далеко не все готовы были согласиться с его утверждением, что «искусство нельзя измерить и проанализировать». Бен Окри настаивал на том, что художников нельзя заставлять быть «полезными», искусство — «это наши высшие глаза, высшие уши и высшие прикосновения».

Наконец, завершал дебаты бывший полковник армии Саудовской Аравии и по совместительству концептуальный художник Абдулнассер Харем. Он предстал перед публикой в национальном наряде — белой джеллабе и арафатке, но при этом в европейских ботинках и полосатых носках. Его облачение вполне отвечало тому двойственному положению, в котором он оказался и о котором рассказывал: «с утра офицер, вечером — художник». Искусство он пытался также определить как сумму противоречащих друг другу функций, в результате складывающихся в нечто гармоничное. Адвокат же допытывалась о практических вещах, а именно: верно ли, что запрет на фигуративные изображения сделал его концептуалистом, художником абстракций? Господин Харем отшучивался, что любую фигуру можно расчленить на отдельные части. «То есть нарезать, как колбасу?» — спрашивала адвокат. В этом месте зал с облегчением захохотал. Нил Макгрегор подвел итоги дискуссии.

Гости, среди которых были представители лондонской художественной среды, как скульптор Энтони Гормли, международные фигуры, как арт-консультант Николас Ильин, русские лондонцы — международный директор аукционного дома Phillips Светлана Марич и куратор и издатель Светлана Аджубей, специально приехавшая из Москвы директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и многие другие, остались очень довольны вечером и особенно возвышенным характером дискуссии.

The Art Newspaper планирует продолжить дебаты в других городах и странах и с другими спикерами: в Эрмитаже, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музеях Ватикана.

Материалы по теме:
Искусство призовут к ответу
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+