The Art Newspaper Russia
Поиск

Галеристы во главе списка влиятельности

Журнал ArtReview опубликовал свой очередной ежегодный рейтинг Power 100 — список наиболее влиятельных, по версии издания, людей в мире современного искусства

Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth

Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth

На вершине рейтинга без значительных перемен; можно сказать, что в целом галеристы по-прежнему рулят. Они занимают 15 позиций в верхней половине, 27 — всего в рейтинге; добавить сюда еще 15 мест у коллекционеров плюс 2 — у директоров арт-ярмарок Frieze и Art Basel, и важность коммерческой компоненты в современном искусстве предстанет как на ладони. Ну да, потерял одну строчку Дэвид Цвирнер, опустившись со 2-го места, которое занимал два года подряд, на 3-е, и три строчки — Мэриен Гудман (с 9-го на 12-е), зато по две отыграли Ларри Гагосян (с 8-го на 6-е место) и директора лондонской Serpentine Джулия Пейтон-Джонс и Ханс Ульрих Обрист (с 6-го на 4-е место). Ну а победил в этот раз — та-дам, наконец-то! — владелец еще одной значительной галерейной империи Иван Вирт, разделив первое место со своей супругой и соуправляющим Hauser & Wirth Мануэлой (в прошлом году — 3-е место); при этом ArtReview посчитал нужным отметить, что Вирты — это всего лишь третий случай в истории Power 100, когда на вершине рейтинга оказывается именно дилер (первые два раза это удавалось Ларри Гагосяну, в 2004 и 2010 годах).

Что подвигло к такому решению международное жюри из 16 человек? Они впечатлились тем, как, вдобавок к существующим подразделениям Hauser & Wirth в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе, вовсю развиртуализировавшиеся Вирты запустили многопрофильное представительство в графстве Сомерсет, в глубинке на юго-западе Англии — с выставками, обучением, художническими резиденциями, ландшафтным дизайном и прочим; плюс то, что среди анонсов следующего года важное место занимает открытие в марте Hauser Wirth & Schimmel в Лос-Анджелесе (где руководить будет Пол Шиммел, бывший главный куратор лос-анджелесского МоСА, со скандалом уволенный в позапрошлом году из-за разногласий с директором Джеффри Дейчем и спонсором музея Эли Бродом).

Кстати, о музейных директорах и прочих начальниках. Победитель прошлогоднего рейтинга директор Тейт Николас Серота в этом году опустился до 5-го места, да и прочие немного подрастеряли позиции — но вряд ли можно сказать, что музейные директора стали выглядеть в сравнении с прошлым годом как-то сильно бледнее. Разве что самую малость. На 15-м месте, с потерей трех строчек рейтинга — директор Центра Помпиду Бернар Блистен (теперь в паре с Сержем Лавинем, сменившим весной на посту президента музея Алена Себана); на 22-м — директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф (минус пять строчек), и так далее. Зато в первую десятку Power 100 вошел, например, Адам Вейнберг, директор Музея американского искусства Уитни, — благодаря впечатляющему перезапуску музейной экспозиции в новом здании, открывшемся в апреле.

Что же касается кураторов и худруков всех мастей, то среди них в личном зачете, если не считать многоликого Ханса Ульриха Обриста, в этом году выиграла Каролин Христов-Бакарджиев (10-е место), успешно проведшая Стамбульскую биеннале, а также до сих пор нахваливаемая за последнюю Documenta 13. Вслед за Христов-Бакарджиев идет художественный руководитель следующей Documenta, 2017 года, Адам Шимчик (16-е место), затем куратор последней Венецианской биеннале Оквуи Энвезор (17-е место). На 19-е место с 25-го переместился куратор позапрошлогодней Венецианской биеннале, арт-директор Нового музея в Нью-Йорке Массимилиано Джони.

О художниках. В топ-10 вернулся Ай Вэйвэй, которому китайские власти вернули паспорт, и он снова стал выездным, что и отметил крупной выставкой в лондонской Королевской академии художеств этой осенью. Появление этой выразительной фигуры в верхних строчках рейтинга вынудило подвинуться пусть и не менее выразительную Марину Абрамович (с 5-го места на 8-е), а также впечатляющего Джеффа Кунса (с 7-го места на 14-е). Больше всего потеряла в рейтинге среди художников Синди Шерман, опустившись с 10-го места на 41-е, а, напротив, самый заметный рост продемонстрировалb кинодокументалистка и профессор новых медиа Берлинского университета искусств Хито Штейерль (с 47-го места на 18-е) и Риркрит Тиравания, вернувшийся в Power 100 впервые после 2010 года, когда он занимал 88-е место, — и сразу на 42-ю позицию.

Вернулась в рейтинг после годичного отсутствия и не так давно показывавшая Тираванию в обновленном «Гараже» Даша Жукова (97-е место; 86-е — в 2013 году). Жюри не только не смогло обойти вниманием новый «Гараж», работу Рема Колхаса и серию замечательных выставок на старте, но и отметило исследовательскую деятельность музея и не преминуло в год Московской биеннале слегка попинать российскую художественную ситуацию в целом, не то похвалив Жукову, не то наоборот: «В городе с институциями современного искусства тише воды, ниже травы нетрудно быть заметным».

Материалы по теме
Просмотры: 3757
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
3
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
4
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
5
Как Ольга Хохлова пыталась призвать к порядку Пикассо
На выставке в Пушкинском музее, посвященной отношениям легендарной пары, собрано более 200 экспонатов: живопись, графика, фотографии, мебель и даже фильмы, снятые художником. Многое показывается впервые после открытия семейного архива наследниками.
19 ноября 2018
6
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
7
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
8
«Инновацию» уравновесили «Традицией»
На VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге объявлено об учреждении новой премии в области современного классического искусства
15 ноября 2018
9
Эрмитаж откроет две выставки в Венеции в декабре
Экспозиция, посвященная теме руин в культуре, пройдет в палаццо Фортуни, а старых мастеров можно будет увидеть в Культурном центре Кандиани, Местре
15 ноября 2018
10
Метрополитен-музей отмечает юбилей Тинторетто
По этому случаю музей показывает десять впервые собранных вместе портретов, малознакомых широкому зрителю.
15 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru